Голос Холокоста: 95 лет назад родилась Анна Франк
95 лет назад родилась Анна Франк. Благодаря ее дневнику мир узнал об ужасах нацистского террора, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Еганов.
«Я очень беспокоюсь, папа заболел, красная сыпь по коже. Похоже, это корь. Мы даже доктора вызвать не можем» – то, что начиналось как письма к вымышленной подруге, сегодня одна из самых известных книг в мире. В своем дневнике Анна Франк с 13 лет фиксировала все, что происходило с ней и ее близкими в оккупированных фашистами Нидерландах. Все трудности и лишения евреев. Записи девочки стали хроникой Холокоста.
Спасаясь от гитлеровцев, еврейская семья из Амстердама 25 месяцев провела в тайном помещении фирмы, на которую работал отец Анны Отто. В 1944 году семью арестовали. Дневник оказался у коллеги отца Мип Гис. Она помогала укрывать семью, приносила им еду, книги, делилась новостями.
«Больше всего меня поражало в Анне Франк ее любопытство. Каждое утро, когда я приходила в убежище, она всегда спрашивала меня о том, что происходило снаружи», – вспоминает Мил Гис.
Франков депортировали в Освенцим. Этот 93-й состав стал последним эшелоном, увозившим голландских евреев в лагерь смерти. Чудом избежали газовой камеры Затем вместе с сестрой Марго Анна попала в Берген-Бельзен. Здесь за два месяца до освобождения лагеря их сразил сыпной тиф. Из всей семьи выжил только Отто Франк.
Впервые дневник был издан в Нидерландах в 1947 году. Его перевели почти на 70 языков. На русском записи с некоторыми сокращениями были опубликованы в 1960-м. Тогда же в Амстердаме открылся музей Анны Франк в доме, где пряталась ее семья.
«Мы хотели сохранить характер дома – его пустоту. Я думаю, что пустота, вероятно, самая мощная особенность Дома Анны Франк. И, конечно же, мы не изменили само укрытие, пристройку – это самое аутентичное место, где скрывалась Анна Франк и где она вела дневник», – отметил исполнительный директор Дома Анны Франк Рональд Леопольд.
Анна Франк – одна из самых известных жертв Холокоста. На фоне личной трагедии она рассказала об испытаниях целого народа. Или, как в предисловии к советскому изданию дневника отметил Илья Эренбург, за шесть миллионов убитых сказал один голос – голос обыкновенной девочки.