Как создавались известные произведения искусства о Великой Отечественной войне?
О Великой Отечественной войне написаны тысячи картин, сняты сотни кинолент. О том, как ковались характеры будущих победителей, начиналось первое сражение и как ждали дома, по произведениям искусства узнавала корреспондент «МИР 24» Алена Касаткина.
1940-й год. Главные герои повести «Завтра была война» – старшеклассники-комсомольцы. Они мечтают о будущем, делают первый моральный выбор и еще не знают, что главное испытание впереди.
Борис Васильев был против экранизации своего произведения. Но повесть однажды прочитал четверокурсник ВГИКа Юрий Кара и под впечатлением от нее решил снять дипломную работу. Бюджет фильма «Завтра была война» был мизерным – 50 тысяч рублей. Реквизит и декорации режиссер собирал по друзьям и знакомым. Все актеры – сокурсники и друзья Кары – снялись бесплатно.
«Васильев был в гневе, что тут говорить. Какой-то там студент взял его повесть, не спросил, не посоветовался, сам снял, сам подобрал героев, и поэтому, когда Кара позвал его на просмотр материала, у него был мандраж. Ну когда после просмотра, он увидел писателя, у которого на глазах были слезы, он понял, что беспокоиться уже не о чем», – рассказал историк киностудии имени Горького Алексей Тремасов.
Борис Васильев писал о своем поколении, о тех, кто родился в 1924 году.
На картине «Защитники Брестской крепости» Петра Кривоногова бой идет несколько часов. Солдаты уже получили перевязку, но, судя по пожару, ближайшие здания крепости всего несколько часов назад подверглись первой бомбардировке.
«Произошли попадания в оружейные склады, в склады продовольствия, в медсанбат, в штаб. Мгновенно погибла значительная часть командующего состава Брестской крепости», – рассказала младший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил РФ Александра Бойко.
На картине художник отразил острый момент боя у Тереспольских ворот Брестской крепости. Оставшиеся в живых пограничники вновь идут в очередную контратаку на огромную темную массу врага.
Самая знаменитая надпись была сделана, по предположениям историков, штыком от «мосинки». Это фрагмент стены казармы Брестской крепости, здания, которое подверглась бомбардировке в первые часы нападения. «Я умираю, но не сдаюсь, прощай, Родина» – имени автор не оставил, зато указал дату 20 июля 41-го, доказательство того, что Брестская крепость держалась больше месяца.
Война шла полгода. 26-летний Константин Симонов приезжает в Москву после первой командировки на фронт. Свои знаменитые строки посвящает любимой – актрисе Валентине Серовой и в ее лице всем женщинам, оставшимся в тылу.
«Сколько ему потом женщин писали: «Мол, как вы и говорили, я ждала. А он не вернулся, он погиб». Он стал ответственным за это», – рассказал писатель, кинорежиссер, журналист, сын Константина Симонова Алексей Симонов.
14 января 42 года впервые было опубликовано стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». Сейчас его называют символом Великой Отечественной войны. Тогда 26-летний фронтовой корреспондент Константин Симонов писал: «А оставаться без любви – все равно, что сразу сдаться в плен врагу». Мальчишки, парни и мужчины шли в военкоматы. Прощались с любимыми. Не всегда говорили: «Жди меня».
Самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение, которое, как казалось автору Константину Симонову, изначально он писал только для одного человека.