В Иране проходит второй тур досрочных выборов президента. Избирательные участки открыты в пяти российских городах, рассказал корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.
Старт второму туру президентских выборов дал духовный лидер Ирана Али Хаменеи. После рекордно низкой явки избирателей в первом туре (около 40%) Аятолла подает согражданам личный пример.
Президент в Иране – второе лицо. Всю внутреннюю и внешнюю политику определяет духовный лидер. В этой президентской гонке стартовали четыре политика: три консерватора и один реформист. Никто из них так и не набрал больше 50% голосов, что обеспечило бы победу в первом туре. Теперь за президентское кресло борются двое: бывший министр здравоохранения, реформист Масуд Пезешкиян и фундаменталист Саид Джалили.
«Два кандидата представляют два типа подходов и менталитетов. Люди должны проанализировать и ответить на вопрос, какой из этих менталитетов является решением проблем в нашей стране, и направить Иран на правильный путь», – отметил бывший вице-президент Ирана Эшаг Джахангири.
Доктор Пезешкиян выступает за привлечение иностранных инвестиций, диалог с Западом, обещает расширять права женщин и этнических меньшинств Ирана. Джалили, напротив, призывает бороться с западными санкциями, укреплять вооруженные силы. Делает ставку на продолжение внешнеполитического курса погибшего президента Эбрахима Раиси – нацелен на участие в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
В резиденции посла Ирана в Москве – очереди. К этим выборам президента внимание особое. До сих пор в исламской республике второй тур проводили лишь однажды – в 2005 году.
Граждане Ирана, находящиеся в России, могут отдать свой голос в пяти российских городах. Кроме столицы, это Санкт-Петербург, Казань, Чебоксары и Астрахань. Процедура отличается от привычных для нас выборов – прежде чем получить бюллетень, избиратели оставляют отпечатки пальцев. Нет и знакомых нам кабинок для голосования.
В первом туре этот избирательный участок посетили более 1,5 тысячи иранцев. Голосуют семьями.
Окончательные результаты выборов станут известны уже 6 июля, после подсчета всех голосов. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи уже заверил Кремль, что независимо от того, кто победит, отношения с нашей страной не изменятся.