К 100-летию Татьяны Лиозновой: что помогало мастеру создавать истории, покорившие миллионы?
20 июля исполняется 100 лет со дня рождения легенды кино Татьяны Лиозновой. Ее фильмы стали классикой и золотым фондом советского кино, а история о разведчике Штирлице принесла режиссеру ошеломляющий успех. О культовых работах мастера рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Бирюков.
Прогулка Штирлица с фрау Заурих – это сцена, с которой начинается сериал «Семнадцать мгновений весны».
Она снималась не в пригороде Берлина, а в подмосковной усадьбе Архангельское-Тюриково. Эту натуру, как говорят в кино, выбрала сама Татьяна Лиознова. А все из-за актера Льва Дурова, который сыграл агента Клауса. Перед выездом на съемки в ГДР он завалил собеседование в органах госбезопасности. Лиознова, конечно, расстроилась, но менять актера не стала, вместо этого режиссер придумала Баварский лес рядом с Москвой.
«В этом вымышленном лесу штандартенфюрер СС Штирлиц и застрелил Клауса. Это случилось прямо здесь, на берегу пруда», – отметил журналист.
Если Татьяна Лиознова что-то задумывала, ее невозможно было остановить.
«Татьяна Лиознова создала архитип идеального героя, в народном сознании далеко шагнувшего за пределы фильма. Это образ идеального профессионала, обладающего не только спектром навыков разведчика, но также обаянием, благородством и незаурядным умом», – подчеркнула искусствовед выставочного отдела РОСИЗО Вера Авдеева.
«Семнадцать мгновений весны» принесли Лиозновой всенародную любовь и 12 мешков писем поклонников. По-своему особенным в ее кинобиографии стал еще один фильм.
В этом фильме самые сильные ее чувства: боль утраты, отец погиб на фронте и безграничная любовь к матери, которая ее вырастила. Сцена, где Нина и ее папа вдруг начинают хохотать, в сценарии не было. Татьяна Михайловна придумала ее сама.
Свою карьеру Татьяна Лиознова завершила рано. Ей было 62 года. Но это был осознанный и твердый выбор. Без кино она прожила 25 лет. На вопрос жалела ли о своем решении, ответ никто не знает. Режиссер говорила, что тоскует только по творческой суете на площадке.