Все смыслы красного цвета: выставка художников Архипова и Малявина открылась в Третьяковке

11:39 20/09/2024

В Третьяковской галерее представили выставку сразу двух художников – Абрама Архипова и Филиппа Малявина. Что объединяет работы живописцев, узнал корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.

Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Екатерина Евсеева на этой выставке отвечает за работы Абрама Архипова. Уроженец Рязанской губернии всю жизнь возвращался к пейзажам и портретам своей малой родины. Особенно художник любил писать крестьян.

«Некоторые отказывались. Особенно пожилые не выдерживали несмотря на то, что художник их угощал, кормил обедом. Из суеверных соображений были отказы», –рассказала старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Екатерина Евсеева.

А это зал Филиппа Малявина. Одно из главных его полотен – «Вихрь» – уже больше века занимает почетное место в постоянной экспозиции Третьяковки. 100 лет назад яркие, горячие тона резких красок впечатлили и зрителей, и учителя Малявина Илью Репина.

«В отличие от очень импульсивного и яркого Малявина Архипов был более спокойного нрава. Эту созерцательность вы можете заметить: бабы у Архипова сидят, а у Малявина они в бесконечном кружащемся движении», – отметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Виртуозное использование красного цвета сближает творчество Малявина и Архипова. Отсюда и название выставки – «Адепты красного». У одного это символ грядущих перемен и революционная эйфория, у другого – домашний очаг и божественное начало.

«Они ассоциируются с европейским экспрессионизмом. Их широкий мазок, яркие цвета, эмоции говорят нам об этом», –подчеркнула куратор выставки Надежда Мусянкова.

В выставке участвуют 17 музеев из разных городов России и Беларуси. Некоторые из них, как например, произведения из Ханты-Мансийска, преодолели огромный путь – больше двух тысяч километров. Экспозиция в Инженерном корпусе будет открыта до 16 февраля следующего года.