Его фирменная улыбка покорила миллионы зрителей. Сценарий судьбы Савелия Крамарова
Эта улыбка и манера игры вызывают смех и спустя десятилетия. Он был смешным. За это его и любили зрители. 90 лет назад родился советский и американский киноактер, заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров. В октябре 1981-го он эмигрировал в Америку, написав письмо президенту США Рейгану «как актер актеру». Чего искал всесоюзный любимец за рубежом и что нашел, выяснял корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Его фирменная улыбка и прищур покорили миллионы зрителей. Роль персонажа фильма «Джентльмены удачи» вора-рецидивиста Феди писали специально для Крамарова.
Порой ему даже играть ничего не требовалось. Просто постоять в кадре. Его удивление и усмешка работали лучше любых слов. На своих героев он не был похож. Ни на чудаковатого дьякона Феофана из ленты «Иван Васильевич меняет профессию», ни на деревенского парня по имени Егоза из «Афони».
Столичный мальчик из приличной семьи. Отец – успешный адвокат, мать – домохозяйка. А у него – с десяток хулиганских ролей.
Хитровская площадь считалась одним из самых злачных мест во времена царской Москвы. До Октябрьской революции здесь собирались воры, профессиональные попрошайки и убийцы. Вокруг – ночлежки и трактиры. Самый известный из них под названиям «Каторга» находился по адресу Подколокольный переулок, дом 11. При советской власти бывшие ночлежки превратили в коммуналки. Здесь в одной из комнат 90 лет назад родился Савелий Крамаров – парень с Хитровки.
Поступить в театральный сразу после школы у Крамарова не получилось. Пошел в лесотехнический. Там посещал драмкружок. В ГИТИС пришел уже известным артистом.
«А вдоль дороги мертвые с косами стоят и тишина» – эта фраза и принесла Крамарову известность. Небольшая роль белогвардейца Илюхи в картине «Неуловимые мстители».
Главные роли он практически никогда не играл. Но за эпизоды Крамарову платили как по первой категории. Был востребован среди режиссеров. Снимался за год в пяти картинах одновременно.
Народная любовь, деньги, слава – у него было все, о чем мечтает любой актер. Но в 1978-м он подал документы на выезд из Советского Союза. Серьезных ролей не давали. А Крамаров считал себя не комедийным, а драматическим актером.
Уже после распада Союза Крамаров дважды приезжал на родину. В 1993-м снялся в комедии Данелии «Настя» – в роли уже постаревшего вора-домушника по кличке Косой.