Спасенный «Ангелом». Как прожить в море без еды, воды и земли два месяца?

19:11 20/10/2024

67 дней без еды, воды и земли вместе с погибшими родственниками. «Ангел», так называется рыболовецкое судно, спас Михаила Пичугина, который дрейфовал в Охотском море два месяца, передает специальный корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.

10 часов вечера. 23 километра от берега. За бортом малоприметная лодка серого цвета. Ее совершенно случайно заметили рыбаки. Поначалу думали: мусор плывет.

Климат в Охотском море похож на арктический. Сильные ветра. Вода даже летом не прогревается выше 15 градусов. В день спасения – 14 октября – на термометре было плюс четыре. За два месяца мужчина похудел на 50 килограммов. Его мышцы атрофировались.

Михаилу 46 лет. Он родом из Улан-Удэ. Два последних года жил на Сахалине. В августе в гости к нему приехала дочь, родной брат и племянник. Девочка в последний момент отказалась от водной прогулки.

«Екатерина, бывшая жена Михаила, купила ей билеты, и она домой уехала», – рассказала подруга семьи Пичугиных Наталья Корытова.

Михаил, Сергей и 16-летний Илья отправились смотреть на китов. Эта была мечта мальчика. Только в Охотском море обитают гренландские киты. Их еще называют полярными. Популяция небольшая – всего 300 особей. В бухте рядом с мысом Врангеля смотреть на китов можно прямо с берега.

Архипелаг Шантары, который состоит из 15 скалистых островов, где в основном и обитают морские гиганты, для самостоятельного посещения не подходит. Туристов сюда возят только в составе организованных групп на скоростных катерах или вертолетах.

От Сахалина до Шантарских островов путь по прямой 320 километров. Пичугины отчалили от Сахалина 4 августа. Прошли до мыса Перовского, заночевали там, потом двинулись дальше.

«Как говорят, двигатель сломался, поэтому они дрейфовали 66 дней. На две недели продуктов они взяли, а дальше не знаю, чем питались», – рассказала бывшая жена Михаила Пичугина Екатерина Пичугина.

«До 27 августа их искали с воздуха. А после поиски вели формально. Мы написали очень много запросов. Я вчера посмотрела, что только я написала 14 запросов. Мы собрали деньги своими силами по родным и знакомым, и Наталья с братом ездили на Амурский лиман. Поиски не дали результатов», – рассказала подруга семьи Пичугиных Наталья Корытова.

Первым умер 16-летний Илья. Это произошло 18 сентября, на 40-й день дрейфа. Еще через десять дней не стало его отца. По словам Михаила, брат сошел с ума – выбрасывался из лодки. Тела родных Михаил привязал на корме, чтобы не унесло, и провел один в море еще 17 дней. Выжить помог консервированный горох, который туристы брали с собой для рыбалки. Его Михаил замачивал и ел. Иногда удавалось поймать рыбу.

Морские обитатели на 80% состоят из пресной воды. Соком из рыб утолял жажду француз Ален Бомбар. Он в одиночку пересек Атлантический океан и доказал, что выжить одному в море можно.

В похожую ситуацию попали в 1960 году четверо советских солдат. Из-за сильного шторма их на барже унесло в Тихий океан. Без воды и еды они провели 49 дней. Во время дождя растягивали на палубе простыни и потом отжимали, чтоб напиться. Грелись тем, что жгли покрышки, которыми была увешана баржа. Младшего сержанта Асхата Зиганшина, рядовых Филлипа Поплавского, Анатолия Крючковского и Ивана Федотова спасли американцы, авианосец которых проходил мимо. Лодку Михаила Пичугина обнаружили недалеко от Камчатки – за 1100 километров от того места, где они выходили на связь последний раз.

Катамаран «Байкат 470» – по сути, надувная лодка. Длина ее – 470 сантиметров. Обитаемое пространство – еще меньше, три метра на один. На этом пятачке располагается небольшой отсек для канистр с топливом для мотора. Посередине лодку делит надувной пуф. Плюс еще вещи занимают место. Свободного пространства – метр на метр. Лодка компактная. Это одно из ее достоинств, как указано на сайте продавца. В сдутом состоянии весит всего 52 килограмма.

За неделю до выхода в море Михаил Пичугин, хозяин лодки, побывал в ГИМС – в инспекции по маломерным судам. Там лодку осмотрели и выдали заключение: удаляться от берега можно не дальше пяти километров.

Чтобы добраться от Сахалина до материка, Михаил Пичугин в любом случае должен был пересечь Амурский лиман. Самая короткое расстояние между берегами здесь – 17 километров, а разрешенная зона для передвижения лодки – 5 пять километров. Следующую часть пути вдоль материка туристы шли по GPS-картам. Если они на самом деле дошли до Шантарских островов, то двумя путями: либо от самой крайней точки залива Александры до острова Большой Шантар, либо шли вдоль берега на разрешенном удалении, но это 247 километров. И здесь вопрос: где брали топливо? Разметить достаточные запасы в лодке такого типа трудно.

«За два часа до выхода в море вы должны подать заявку в погранслужбу о том, что вы выходите в море. Соответственно, погранслужба фиксирует данный факт, для таких судов не предусмотрено хождение в темное время суток. Скорее всего, они просто незаконно вышли в море, иначе их начали искать сразу бы уже вечером», – рассказал судоводитель маломерного судна Алан Битиев.

В погранслужбах Сахалинской области и Хабаровского края заявили, что не получали от Михаила Пичугина никаких данных о предстоящем маршруте. Сам выживший говорил, что все было сделано, как положено.

«Дальневосточной транспортной прокуратурой устанавливаются обстоятельства происшествия, а также контролируется ход расследования уголовного дела, нарушение правил эксплуатации водного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть одного и более лиц», – рассказала старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Елена Красноярова.

Михаилу грозит до семи лет лишения свободы. Следователи изучают, каким образом он подготовил лодку. По словам Михаила, у него были с собой ракетницы.

«Со слов Миши, они видели, что вертолеты летают. Но они внимания не обращали. Как они смотрели? Если их с воды видят», – поделилась подруга семьи Пичугиных Наталья Корытова.

«При малейшем волнении эту лодку со стороны уже не видно. Если бы она чуть-чуть была повыше, можно заметить. Но у нее не было мачты. Более-менее разглядеть ее можно только с вертолета. Но учитывая поверхность Охотского моря, такую плотность полетов очень тяжело, нереально обеспечить», – отметил председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства Алексей Смирнов.

Уже в больничной палате Михаил назвал ошибкой то, что не взял с собой рации, хотя по закону их наличие необязательно. К берегу добраться они не смогли, потому что сломался мотор, а за ним и весло, которым гребли. Следом потеряли якорь. Вместо него смастерили груз из аккумулятора, но и его оторвало.