Зачем в Казахстане и Кыргызстане отслеживают перемещения снежных барсов?
23 октября – Международный день снежного барса. Редкий хищник занесен в Красные книги 12 стран мира. Охота на него запрещена. В Казахстане за пять лет численность этих животных увеличилась на 20%, и сегодня составляет от 150 до 190 особей. Недавно республика подписала меморандум с соседним Кыргызстаном. Как в этих странах намерены сохранять и умножать популяцию ирбиса, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Чтобы сделать этот снимок, Салторе Сапарбаев выжидал три дня. Установил в горах оборудование и вместе с другом следил через камеру наружного наблюдения. Сначала мимо прошли горные козлы, следом – осторожный хищник.
«Мы услышали, как он воду пьет, здесь как раз родник. Когда он начал выходить, я велел зажигать студийный свет. Буквально несколько секунд – и вот такой кадр. Такого кадра в мире нет, чтобы на студийный свет в дикой природе снять снежного барса», –поделился научный сотрудник лаборатории териологии Института зоологии Республики Казахстан, фотограф Салторе Сапарбаев.
Изучать и защищать барсов – главное дело жизни Салторе. Об этом говорит даже тату на руке. Эскиз, кстати, с его снимка. За 20 лет работы он встречал ирбисов десятки раз. Чтобы увидеть скрытных хищников, ему и бинокля не надо. Однажды был всего в 10 метрах от пятнистой семьи. Самка увидела его, но разрешила сфотографировать своих котят.
«Барсы практически не агрессивные, в истории нет данных, чтобы снежный барс нападал на человека. Это же кошка. Да, они очень хорошо видят, и они стараются мимо пройти, либо пропустить», – отметил Салторе Сапарбаев.
Зато фотоловушки у краснокнижных хищников вызывают интерес. В них барсы заглядывают все чаще. Главное – выбрать для оборудования правильное место.
Видео и снимки помогают изучить маршруты ирбисов, их повадки.
На каждого барса, который попадает в объектив, заводят паспорт. Различают их по уникальным пятнам. Рисунки на шерсти, как отпечатки пальцев у людей, никогда не повторяются. Еще один метод исследования – телеметрия. Это спутниковые ошейники.
Такие удалось надеть уже на 11 барсов. Исследования показали, что ирбисы проходят большие расстояния – свыше 200 километров.
Общих барсов с Кыргызстаном около полусотни. Природные парки двух стран «Иле-Алатау» и «Чон-Кемин» сотрудничают уже давно. А недавно государства подписали меморандум, чтобы удвоить возможности. Присоединились Алматинский заповедник и национальный парк «Кольсайские озера».
Государственный природный парк «Чон-Кемин» – в ста километрах от столицы Кыргызстана. Занимает площадь более 120 тысяч гектаров.
Ареал обитания снежных барсов – почти половина площади Кыргызстана. В природоохранных зонах подкармливают копытных, чтобы ирбисы не голодали. Подсчитывают хищников, как правило, в зимнее время.
Отслеживать их тоже помогают фотоловушки. За последние два года случаев браконьерства не зафиксировали. Но главной угрозой для редкого хищника все еще остается человек. Он захватывает горные экосистемы. Алматинцы, к примеру, живут с барсами практически по соседству. Урбанизация сказывается на выживаемости животных.
Подрастающие барсы в поисках пищи выходят за пределы охраняемой территории и могут напасть на домашний скот. Биологи рассказывают, что нередко спасали таких хищников и возвращали в заповедники. В целом их численность динамично растет, говорят ученые.
В Казахстане три года назад ужесточили наказание за браконьерство. За убийство ирбиса грозит до девяти лет тюрьмы и штраф в 7,5 миллиона тенге (почти 1,5 миллиона рублей). За это же преступление в Кыргызстане придется заплатить 2 миллиона сомов (примерно столько же в рублях), а если это произошло на особо охраняемой природной территории, вдвое больше.