«Ее героинь понимаешь с первого взгляда»: народная артистка России Раиса Рязанова отмечает юбилей
Народная артистка России Раиса Рязанова отмечает юбилей. За свою карьеру она снялась более чем в 200 фильмах и чаще всего играла простых русских женщин. Популярность ей принесла роль Тоси в оскароносной картине «Москва слезам не верит». Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
На театральную сцену Раиса Рязанова впервые вышла в 60 лет. До этого всю жизнь играла в кино. Ее амплуа – женщина из народа. Режиссеры ни разу так и не предложили ей роли принцесс и королев. В антрепризном спектакле «Любовь и голуби» Рязанова – баба Шура.
Первую роль Гули Королевой в одноименном телефильме Раиса Рязанова получила, когда училась на втором курсе ГИТИСа, в 1967-м. Снималась втайне от педагогов. Тогда без разрешения мэтров студентам не разрешалось играть в кино.
Типаж светловолосой русской женщины, он и тогда, и сегодня – редкость, говорят в ГИТИСе. Сыграть простоту невозможно, с ней нужно жить.
Еще студенткой Рязанова стала мамой. С грудным ребенком на руках – так и снималась в картине «День и вся жизнь». Даже ее годовалый сын Данила свои первые в жизни шаги сделал в кадре.
Актеров для своего фильма «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов выбирал с особой тщательностью. Актрису на роль Тоси специально искал по образу своей матери Антонины – простой крестьянской женщины. 35-летняя Раиса Рязанова оказалась идеальным попаданием в образ. И по внешнему сходству, и по характеру.
В оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» у Рязановой было всего шесть актерских смен. Немного. Но после фильма актрису стали узнавать на улице. И только режиссеры по-прежнему предлагали второстепенные роли простых колхозниц.
«У нее очень жесткий характер, она волевая. На мой взгляд, режиссеры профукали, она должна была играть Железнову, Кабаниху, там столько всего», – считает заслуженный артист РСФСР Михаил Жигалов.
Отмечая свой 80-летний юбилей, Рязанова – нарасхват. Ее гастрольный график с антрепризными спектаклями расписан на год вперед.
«В ней вот та самая положительная энергия, которая придают достоверность этим героиням, естественность. Мы их понимаем с первого взгляда, нам не нужно вглядываться в этих героинь», – подчеркнул киновед Алексей Тремасов.