Выставка «Магия акварели» открылась в Третьяковке. Какими на ней предстали великие русские живописцы?
В Третьяковской галерее открылась выставка «Магия акварели». Посетители познакомятся с картинами выдающихся русских художников. Это и парадные портреты Брюллова и Соколова, и листы из библейского цикла Иванова, и серии итальянских и испанских натурных работ Сурикова. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Акварели Александра Иванова можно рассматривать часами, находя что-то новое. Одной деталью художник мог создать целую историю. Автор шедевра «Явление Христа народу» в своих библейских циклах изображает персонажей из Ветхого и Нового завета, рождает идею чуда. Цвет – как помощник в создании образов.
Посмотрите, как он работает светом. Как изображена толпа. Если мы внимательно посмотрим, то это не толпа, это лишь наборы темных пятен. Но Иванов таким образом передает яркое солнце, которое высвечивает людей.
Иванов, работая с акварелью, опередил свое время - середину XIX века. Пейзажи у художника полупрозрачные, легкие, будто написаны на тончайшем пергаменте. А вот сочный и яркий юг Италии, где почти всю жизнь прожил Иванов.
В этом выражалась свобода. Когда художники вырывались из России в Италию, они чувствовали дух этой свободы, они пропитывались воздухом искусства. И, конечно, многих из них вдохновляла эта страна.
Художники-акварелисты писали в двух техниках: по мокрому и по сухому. В первом случае бумагу купали в воде, во втором избегали ее. Это требовалось, чтобы изобразить, например, интерьеры или здания.
Там нужна именно такая итальянская манера, чтобы детали не размыто выглядели.
Константин Сомов легко, с непринужденной гениальностью создает и развивает сюжеты на своих картинах. Лаконично работает с цветом.
Мы не понимаем, как здесь один цвет переходит в другой. Эта симфония зеленого перетекает. Для того, чтобы лостичь практической независимости акварели, Сомов купал свои акварели в горячей воде с мылом. И затем дорабатывал либо тончайшими ударами кисти, либо, как здесь, ударами пастели.
Картины Валентина Серова передают его тончайшие душевные состояния. На выставке можно увидеть работы, которые до этого еще никто не видел. Одна из них – «Извозчик».
Впечатление некое от снегопада, свалившегося на город. Мы можем догадаться, что это извозчик, что это две лошади. Что извозчик закутан, потому что метет очень сильно.
В акварелях Ивана Крамского суровая сдержанность его живописи уступает место лирическому чувству. Он пишет теплые и живые портреты близких и места, дорогие сердцу, например, домик в деревне. Василий Суриков на этой выставке тоже открывается совершенно с неожиданной стороны. Непривычен в акварели и Илья Репин. Один из портреов светится.
Здесь она освещена на выставке минимально. Но краска освещена изнутри. Это не случайно. Это портрет Менделеева. И мы знаем, что Менделеев увлекался теорией красок. Может, Менделеев и сообщил Репину секрет красок.
На выставке «Магия акварели» представлены более 300 произведений от XVIII века до начала XX столетия. Экспозиция позволяет не просто насладиться шедеврами русских художников, но и проследить развитие акварели в России.