Территория трезвости. Как бурятское село ввело сухой закон и что из этого вышло?
В бурятском селе ввели сухой закон. Как уверяют местные жители, они не пили спиртное даже в новогодние праздники. Нет алкоголя и на полках в магазинах. Интересно, что сама Бурятия в прошлом году оказалась самым пьющим регионом России, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Сокто Дашиев считает себя счастливым человеком, хоть и живет на отшибе — до столицы Бурятии Улан-Удэ 3,5 часа езды. Работает учителем физики и трудового обучения в школе, ведет подсобное хозяйство. На ногах с первыми петухами, даже 1 января. Новый год без похмельного синдрома встречает с тех пор, как переехал в Тохорюкту.
Ринчин Юмжапов — из городских. Работал слесарем. Профессия не из легких. Ну и, как водится в таком коллективе, любил усугубить. Случалось, уходил в запой. Потерял и работу, и смысл жизни. После переезда в деревню вместо рюмки — в руке микрофон.
Сухой закон здесь был не всегда. Лихие 90-е местные жители вспоминают с ужасом. Мужики пили. Женщины выпивали. Коммерсанты завозили алкоголь и продавали чекушки из каждой подворотни. В результате рушились семьи, рождаемость упала, выросла смертность. Под мухой была и молодежь.
«Мои выпускники ездили в город, но в городе чуть-чуть поработали и потом все вернулись. Вот ребята, я знаю троих-пятерых вернулись домой. И все построились здесь. За последние 10 лет у нас в деревне построено 20 новых домов».
Антиалкогольную компанию в Тохорюкте развернули в начале 2000-х сами жители. На сельском сходе так и решили —запретить продажу любых горячительных напитков в магазинах. Теперь здесь исповедуют культ трезвости.
«Я довольна, что до сих пор это все держится. В магазинах у нас не продают. Дома самогон варить это, тахарюктинцы вообще не знают, что такое. Ну вот, так и живем», — отметила Надежда Аюшеева.
Инициатива прижилась не сразу. Да и не все местные встретили ее с одобрением. Но когда трезвость стала их нормой их жизни, в селе стало больше многодетных семей, отремонтировали среднюю школу и клуб. Люди стали возвращаться на малую родину.
«Мои выпускники ездили в город, но в городе чуть-чуть поработали и потом все вернулись. Вот ребята, я знаю троих-пятерых, вернулись домой. И все построились. За последние 10 лет у нас в деревне построено 20 новых домов».
Но в такой сухом законе есть исключения.
«Мы все пьем, просто делаем это по праздникам, по юбилеям, отмечаем свадьбы, дни рождения. А так не увидишь здесь пьяного».