Восточно-Прусская наступательная операция началась 80 лет назад. Как Красной армии удалось разгромить почти миллионную группировку немцев и открыть дорогу на Берлин?
80 лет назад началась Восточно-Прусская наступательная операция. Войскам под командованием маршала Рокоссовского предстояло разгромить почти миллионную группировку немцев и открыть Красной армии дорогу на Берлин с севера, рассказывает политический обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Эти старые форты, по замыслу Берлина, должны были стать неприступной крепостью, как и вся Восточная Пруссия, которую немцы считали своей священной землей, местом, где зародилась их империя.
«Все понимали: к северу от Берлина очень серьезная группировка. Кенигсберг все-таки серьезно укреплен. Там находились и немецкие резервы, и флот. И, естественно, стоял вопрос отсечь немцев от Балтийского моря».
Самоотверженно действовали советские подводники. Лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско провела «атаку века» – потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 тысяч тонн. Это стало самой крупной морской победой за всю историю Великой Отечественной.
«Он имел на вооружении три орудия 105 миллиметров, не считая зениток. А «С-13» его пришлось догонять и атаковать из надводного положения», – рассказал Валерий Куличков.
На суше в операции участвовали и немецкие антифашисты. Боевые группы комитета «Свободная Германия» забрасывали в тыл противника. Они действовали там не оружием, а словом. Призывали своих соотечественников сдаваться.
«Главный эффект не от того, что они перетянули на советскую сторону и спасли, а главный эффект – это пропагандисткой эффект. Когда речи, когда листовки, люди читают, начинают сомневаться. Солдат уже думает, воевать или сдаться».
Противник в первые же дни бросил в бой все свои резервы. Наступление советских войск замедлилось. Маршал Рокоссовский, чтобы переломить ход сражения, отправил в прорыв танковые соединения. Для некоторых советских офицеров это был своего рода реванш за поражение в Восточной Пруссии во время Первой мировой.
«Надо вспомнить командира 221-й стрелковой дивизии Кушнаренко, который участвовал в боях в 1914-м. В 1945-м командовал дивизией, штурмовавшей город».
18 февраля осколком снаряда был смертельно ранен командующий 3-м Белорусским фронтом, генерал Иван Черняховский. Всего в тех боях погибли 125 тысяч советских солдат и офицеров. Чтобы освободить Восточную Пруссию и уничтожить врага, Красной армии понадобилось 102 дня.