Очистка Черноморского побережья от мазута. Общая задача объединила спасателей, ученых, чиновников и неравнодушных граждан
На Черноморском побережье продолжают собираться волонтеры со всей России. Приезжают целыми семьями, а в соцсетях спасение Черного моря уже называют новым общероссийским проектом. Беда объединила всех: спасателей, экологов, чиновников и неравнодушных граждан. О ликвидаторах последствий ЧС рассказал специальный корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
Борьба с мазутом на побережье Черного моря продолжается. В конце декабря власти делали прогноз: ликвидация последствий займет примерно месяц. Этот срок заканчивается. Новых прогнозов пока не делают. Идет планомерная работа. Включились все. Делается все возможное, а порой даже невозможное.
На пляже в Анапе прошли церковная служба и крещенские купания. Это, пожалуй, один из тех сигналов, которые говорят, что все должно быть хорошо. Люди погружаются в море в спасательных жилетах.
С момента катастрофы прошло чуть больше месяца. 15 декабря, в девять утра, в Керченском проливе зарегистрировали семибалльный шторм. Танкер «Волгонефть 212» разломился пополам и пошел на дно. В этот день судну исполнилось ровно 55 лет. Один член экипажа погиб, остальные эвакуировались. О бедствии сообщил танкер «Волгонефть 239». У него оторвало четыре танка в носовой части, а корма дрейфовала и оказалась в порту Тамани.
Корму танкера «Волгонефть 239» взяли в кольцо. Проложили техническую дорогу, чтобы мазут не утекал в море. Сам нефтепродукт планируют нагреть до 45 градусов и откачать. Мазут, который вылился, экскаваторы грузят в машины. Прогревать мазут в шести уцелевших танках начали в пятницу, а это значит, что 1,5 тысячи тонн мазута не попадут в море.
«По нашим расчетам прогрев топлива должен завершиться к исходу дня в воскресенье, и в понедельник утром мы должны в установленном порядке, безопасном для экологии режиме, произвести откачку топлива на борту танкера в ж/д цистерны для транспортировки уже в соответствии с планами».
Катастрофы могло и не быть, если бы были выполнены требования безопасности эксплуатации танкеров. Старые суда данного класса зимой должны были стоять на приколе, говорят специалисты.
«У него ограничение по волнению около 2,5 метра. По сообщениям телевидения, волнение было существенно больше – где-то до четырех метров».
За время, которое прошло с момента аварии танкеров, сделано многое. Если сперва на побережье лежали пласты мазута, то теперь лишь мелкие фракции. Большую работу проделали волонтеры, грамотно отработали спасатели – и все это при координации местных и федеральных властей.
Песок, загрязненный мазутом, вывозят во временное хранилище. Здесь три конуса, три огромные горы с песком. Его свозят со всего побережья. Объем – 130 тысяч тонн. Отсюда его должны вывезти в течение трех месяцев.
Площадь временной площадки – три гектара. Ее закатали в асфальт и сделали все для того, чтобы не допустить негативного влияния на природу. Все нормы соблюдаются, рассказывает заместитель начальника полигона.
«Здесь предусмотрено все, вплоть до брусфера, который тормозит разлив нефтепродуктов. Помимо этого, есть специальная ливневка, которая откачивается септиками. В этом отношении здесь полностью соблюдены все экологические нормы».
Загрязненный грунт продолжают свозить. На площадке работает несколько единиц техники. Ранее власти Краснодарского края заявили, что песок с мазутом будут применять при дорожном строительстве. Пока погода – на нашей стороне, говорит замначальника полигона. Запаха нефти практически нет.