По результатам лабораторных исследований Россельхознадзора проб молока и молочной продукции за 2024 год стало известно, что 13,09% из 10 199 образцов не соответствовали составу, заявленному производителем. Почему больше всего вопросов возникло к сливочному маслу, телеканалу «МИР 24» рассказал эксперт направления «Народной фронт. Аналитика», член общественного совета Минсельхоза России Сергей Соколов.
Основные нарушения связаны с несоответствием массовой доли жира и наличием жиров немолочного происхождения. Производители используют пальмовое масло, говяжий жир и добавки, чтобы сократить затраты, ускорить процессы созревания и улучшить качество продукта.
«Масло, сыр, и творог — это продукты с высокой концентрацией молока. Молоко довольно ценный и дорогостоящий продукт. Поэтому для того, чтобы бизнесу сэкономить, выгоднее использовать заменители, которые имитируют консистенцию, жировое состояние и органолептику натуральных продуктов. Масло в лидерах, потому что на один килограмм масла требуется 10 литров настоящего молока».
Таким образом производитель удешевляет затраты на продукт, а также экономит, временя во многих процессах производства. При этом, фальсификат стоит столько же, сколько и натуральный продукт.
«Особенно твердые сыры. Их производство занимает около полутора лет, а аппетиты у покупателей — ежедневные. Поэтому кто-то не выдерживает и начинает ускоряться, имитируя настоящий продукт», – отметил специалист.
По мнению эксперта, нельзя говорить о росте фальсификата в стране, так как проверка не объективна из-за подхода к контролю за качеством молочной продукции.
«Производителям заранее сообщают, что в такой-то день и час придет инспектор. Понятно, что в этот день на производстве появляется самый лучший образец товара», – пояснил он.
В пример Сергей Соколов приводит соседей — Беларусь, где инспекторы проводят выборочную проверку в розничной торговле. Если товар не проходит лабораторную экспертизу, проверяющие органы приходят на производство.