По 20 человек на 15 метрах и «жарилки» от вшей. Как выживали узники концлагеря № 5 в Петрозаводске?
Лагеря смерти нацисты строили и в центральной части России: в Ленинградской, Орловской, Брянской и Смоленской областях. Только на территории Советской Карелии таких лагерей было 56. Строили их финны – союзники фашистов. В один из таких лагерей превратили целый поселок, рассказывает корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
Деревянный квартал в Петрозаводске построили незадолго до войны для семей железнодорожников. Пятый поселок в 1941 году стал пятым концлагерем. Сюда пришли финны и обнесли все колючей проволокой. В комнатах на 15 метрах селили по 20 человек. В одной из них жила Ленина Макеева. В свои 89 она хорошо помнит, как плакали ее новорожденные сестры.
«Очень болели разными болезнями и детскими, и инфекционными. И ну и, конечно, болезни были все из-за голода», – поделилась председатель Карельского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей Ленина Макеева.
Сестры Ленины Павловны умерли вскоре после рождения. В бараках началась эпидемия тифа и цинги: люди лежали на лестницах и улицах. Живых заедали вши. Тогда узников стали водить в «жарилки».
«Жарилка» в таком детском возрасте при таком истощении была каким-то таким наказанием. Нас на час закрывали в помещении с высокой температурой, потом порой детей выносили на руках, ослабленных от такого«, – рассказала Ленина Макеева.
Финские войска, которые выступали на стороне фашистской Германии, создали в Карелии 14 концлагерей для гражданских, 42 – для военнопленных. В 2024 году по инициативе республиканской прокуратуры Верховный суд Карелии признал действия захватчиков геноцидом: были замучены и убиты 26 тысяч человек.
«Мы широко использовали различные архивные документы, кинохронику, фотоматериалы и собрали около 3,5 тысячи листов различных документов, которые представили в 14 томах в суд в обосновании нашего заявления».
Бывшие малолетние узники объединились, чтобы помогать друг другу. Ленина Макеева возглавляет республиканский Союз. А в своей многоэтажке каждый день решает бытовые проблемы.
«Мне надо дожить до 100 лет, чтобы и с ТСЖ разобраться, и узникам помочь в получении всех необходимых льгот. Как получится, не знаю, но к этому стремлюсь!»
Еще долго ее семья жила в Пятом поселке. После войны бараки стали обычными домами.