«С войны осталась привычка есть снег». История ветерана Гафлана Омарова, пробывшего в окружении больше 10 дней без воды и еды
Ветерану Великой Отечественной из Азербайджана Гафлану Омарову исполнился 101 год. Он родился в Губе, во время войны прошел путь от Москвы до Смоленска. У фронтовика большая семья — шестеро детей и 31 внук, рассказывает корреспондент «МИР 24» Нигяр Золина.
В мае к нему почти каждый день приходят гости проведать и поговорить. Гафлан Омаров не любит вспоминать о войне, но рассказывает, потому что уверен: забывать нельзя.
«Мне было 17, я не знал, что такое война. Отец говорил: подожди, попроси отсрочку. А я не смог. Я не хотел умирать. И я просто не мог остаться дома, когда другие уходили», – поделился ветеран.
После курсов Гафлана Омарова направили в часть. Он стал снайпером. Рассказывает, как научился чувствовать, откуда будут стрелять и как учился маскироваться.
«С войны осталась привычка есть снег. На фронте это спасало: дыхания не видно. Дети говорили: «Папа, хватит». А я не мог, это еще последствия голода, когда мы были в окружении», – рассказал Гафлан Омаров.
В окружении он провел больше 10 дней. Без еды и воды. Тогда командир отдал приказ резать лошадей.
«Тогда уже не думали, чтобы кони были с нами до конца как товарищи. Выхода все равно не было», – отметил Гафлан Омаров.
В 1943 году в бою под Смоленском Гафлан Омаров был ранен. Потом бомбежка. Очнулся в снегу, молился, чтобы его нашли и похоронили дома. Врач потом сказал: «Гафлан выжил только потому, что замерз».
«Везли в госпиталь. По дороге — снова бомбежка. Молодая медсестра тащила меня, просила: «Пожалуйста, не умирай». В госпитале меня собирали по кусочкам, чтобы вернуть к жизни. Кожа лоскутами сходила. Учился заново стоять, потом ходить».
После госпиталя Гафлан уже не смог вернуться в строй. Лечился еще несколько лет. И сейчас в плохую погоду старые раны дают о себе знать. Победу он встретил дома, в Губе.
«Собрали всех. Не знали, зачем. Двери закрыли. Представитель встал: «Поздравляю. Победа за нами». Никогда столько не обнимались. Кричали, плакали, целовались».
После войны Гафлан Омаров стал учителем географии. В то время встретил свою судьбу – Шаргию. Вместе прожили всю жизнь.