90 лет московскому метро. От «Сокольников» до БКЛ
90 лет назад от станции «Сокольники» отправился первый поезд московского метро. А все начиналось с одной шахты на окраине Москвы. В 1932 году энтузиасты со всего Союза поехали в Москву. У них не было специальных знаний, опыта и технологий, но они смогли проложить под столицей самую совершенную транспортную систему в мире. А после советская страна, которая умела дружить, поделилась своими секретами с друзьями. Советские специалисты отстраивали разрушенную войной Европу и разоренные колонизацией Азию и Африку. Дороги, школы, больницы, просто жилые дома и даже метрополитен. Благодаря советским метростроевцам подземка появилась в Чехословакии и Венгрии, в Болгарии и Польше, в Пекине и даже индийской Калькутте. Но самую красивую в мире подземку проложили в лучшем городе земли. Корреспондент «МИР 24» Владимир Самборский – о подвиге метростроевцев.
Все, как 90 лет назад. Та же станция «Сокольники», те же вагоны, состав типа «А», тот же маршрут до станции «Парк Культуры». Только пассажиров сильно больше. Все уехать не смогут. Ведь первые поезда были четырехвагонные.
История Московского метрополитена началась в 1930 годах, неподалеку от парка «Сокольники». Первая шахта метро когда-то располагалась на окраине Москвы не только по географии. Всего в сотне метров от нее местные однажды умудрились ограбить самого Владимира Ленина.
«Под этой эстакадой банда напала на автомобиль, разоружила охрану. Отобрали автомобиль, и Ленин был вынужден следовать пешком до Сокольнического сельсовета».
Андрей Таранов – один из старейших московских архитекторов. Его родители спроектировали 15 станций метро, включая самую первую – «Сокольники». Сегодня первых архитекторов московской подземки можно встретить на станции «Новокузнецкая». Человек с чертежом в руках – Иван Таранов, девушка с короткой стрижкой – его жена Надежда Быкова.
«Получилось так, что в начале 1930-х годов и отец, и мама перешли работать в одну организацию, где они встретились. Это был 1930-й год».
Столичная история архитекторов Тарановых началась, когда харьковского инженера Павла Роттерта, строителя Днепрогэса, пригласили в Москву. С собой первый начальник «Метростроя» привез и коллег.
25 мая 1932 года Совнарком СССР постановил считать «Метрострой» важнейшей государственной стройкой. Так она стала всесоюзной. В столицу потянулись строительные материалы и специалисты со всей страны.
Подземный город приходилось прорубать под историческим центром. Сложный холмистый рельеф, не менее сложная почва с так называемыми плывунами, зыбучий грунт. И нужно было сделать так, чтобы ни одно здание, ни одна мостовая не пострадали от всесоюзной подземной стройки.
«Основная работа была вручную. Даже тоннелепроходческий щит – это была такая крепь, которая позволяет не обвалиться тому, что вокруг, при строительстве, а основные работы все равно выполнялись вручную».
Первые строители работали в тяжелейших условиях, жили в тесных бараках, без удобств. Но работали весело, с энтузиазмом. Мечтали доказать капиталистам, что советское метро будет лучшим в мире.
«Никаких инженеров, специалистов, рабочих именно этой специальности не было в нашей стране. Да, у нас были горники, те, кто работал на шахтах, на каких-то рудниках, но это немножко своя специфика. Пришлось учиться на ходу».
В 1863 году первую ветку подземки провели в Лондоне. Через пять лет – в Нью-Йорке. В самом начале XX века метро появилось в Париже и Берлине. Но каждое из них было утилитарным и серым. В СССР на станциях и переходах мрамор и бронза, хрусталь и фарфор.
«Те траты, которые мы потратим на создание дворца для народов, а это цитата из Когановича Лазара Моисеевича, они ничтожны по сравнению с общей стоимостью строительства метро».
Весной 1935 года открылись первые 13 станций метро. На их фасадах появилась большая буква «М». Чтобы заманить первых пассажиров под землю, строители решили создать контраст. Когда москвичи в большинстве своем жили еще в бараках и коммуналках, под землей появились настоящие дворцы. Просторные вестибюли, автоматы с газировкой, буфеты, последний из них до сих пор работает на станции «Арбатская». Были даже пальмы.
«Были две тумбы, и на них помещались пальмы. А если подняться по этой невысокой лестнице, то у торцевой стены был буфет. Я его помню».
«Здесь показаны советские граждане с детьми. Это вот 1937-й год. А перед этим показан спорт, люди занимаются спортом. До этого образование. Перед этим развитие сельского хозяйства. А здесь показан труд рабочих – строителя, как раз метростроевца в частности».
Станция «Площадь Революции». Архитектору сначала не понравилась идея со скульптурами именно из-за сходства с музеем. Сталин же, прибыв на открытие станции и оглядев скульптуры, остался доволен: «Как живые».
1939-й год, Всемирная выставка в Нью-Йорке. В павильоне СССР почти в натуральную величину воссоздали один из отсеков станции метро «Маяковская». Она и получила гран-при. Украшали станцию уникальные мозаики Александра Дейнеки.
«Мозаика – это очень дорогой материал, кстати говоря. Его, во-первых, надо произвести. Мозаика бывает разной. Вы знаете, есть флорентийская мозаика, есть то, что делал Дайнека на «Маяковской». Флорентийская мозаика – это вообще сложнейший материал», – рассказал живописец, монументалист, заслуженный художник России (СССР) Геннадий Животов.
1941-й год, блокадный Ленинград, мастерская художника Владимира Фролова. Здесь под бомбежками и обстрелами мастер продолжал работу над мозаикой для станции «Маяковская».
«Почти все мозаики, которые делали в первых очередях, они делались в мастерской Фролова в Ленинграде. Такая же ситуация сложилась в 1941 году, когда собирались мозаики для третьей очереди метрополитена. Была довольно сложная работа по транспортировке», – рассказал фотограф и историк Московского метрополитена Александр Попов.
В 1942 году моряки Ладожской флотилии едва успели вывезти последний ящик с мозаиками из осажденного Ленинграда. Вскоре после этого художник Владимир Фролов умер от голода. А мозаики увековечили его подвиг на станции «Новокузнецкая».
Спустя 90 лет москвичи несут цветы на станцию «Таганская». Здесь, как живой, отец народов. Барельеф уничтожили, но к юбилею восстановили. Ведь именно Сталин принял решение: метро быть.
Последним днем Московского метро могло стать 15 октября 1941 года. Это единственный день в истории, когда подземка не работала. Его готовились взорвать в случае прорыва немцев в город. Однако уже вечером восстановили движение. Теперь метро – это и транспорт, и бомбоубежище, и ставка Верховного главнокомандующего.
Сейчас это станция «Чистые Пруды». Именно здесь в годы войны находился центр принятия решений всего Советского союза.
«Здесь сидел товарищ Сталин, здесь находился начальник генштаба. Об этом мало кто знает. Проходя по этой станции, находясь на этой станции, можем очутиться в одном из бункеров товарища Сталина».
Под гул налетов, в подсобках, переоборудованных в фельдшерские пункты, на свет появилось более 200 человек.
«Станция метро «Маяковская». Когда на поверхность подниматься было опасно, родильные отделения находились в метрополитене».
В 2023 году в Москве сомкнули еще одно подземное кольцо – Большую кольцевую линию. 70 километров новых тоннелей и станций под городом и его окраинами.
Так выглядит самая современная станция столичной подземки сегодня – виджет с прогнозом погоды над эскалатором, цифровые экраны, умная подсветка на платформе, которая показывает уровень загруженности прибывающего поезда.
Девять километров 200 метров тоннелей и десять станций. Первую ветку московского метро, тогда она называлась Кировско-Фрунзенская, весь Советский Союз строил три года. За последние 20 лет столичный метрополитен вырос на четыре линии, 276 километров тоннелей и 101 станцию. Сегодня это самое большое метро в Европе.