Гений русского балета. Как Юрий Григорович изменил мировую хореографию XX века?
Не стало выдающегося артиста и хореографа Юрия Григоровича, он умер в возрасте 98 лет. Мастер сцены Григорович являлся автором редакций практически всех классических балетов Большого театра. Больше 30 лет был его главным балетмейстером.
Он окончил Ленинградское хореографическое училище, и уже в 19 лет был принят в труппу местного театра оперы и балета им. Кирова – сегодняшнего Мариинского театра. Танцевал характерные и гротесковые партии. Но будучи успешным солистом, Григорович грезил о постановочной деятельности. Сочинять стал очень рано. Ему было 20 лет, когда он поставил балет Клебанова «Аистенок».
Заговорили громко о балетмейстере Григоровиче на премьере спектакля «Каменный цветок». После такого успеха его не могли не позвать в Большой. В 1959 году цветок расцвел и там. Хозяйка Медной Горы Майя Плесецкая. Балет гастролировал и везде был принят с триумфом. На премьере в Нью-Йорке артисты выходили на поклон 20 раз, ни одна программа ранее не имела такого успеха.
«Знаменитая марка большого балета в большей степени связана со спектаклями, поставленными Юрием Николаевичем на сцене нашего театра. Я могу говорить об этом очень долго, а коротко сказать очень просто: он гений, он гений хореографии, который очень во многом изменил хореографию, мировую хореографию в XX веке».
Балетмейстер создал новый пластический язык: соединил танец и драматургию. Его «Лебединое озеро» назвали шедевром даже недоброжелатели. А после этот балет стал символом политических перемен. В августе 1991 года его постановку показывали на всех экранах страны. Он всегда много работал, репетировал и днем, и ночью. На площадке не рассказывал, а показывал. Был требователен к каждой детали.
«Самое быстрое в спектакле и самое плохое, когда уходят детали, детали очень многое решают».
Он ставил в Краснодаре, Кишиневе, Генуе, Варшаве, Минске и, конечно, в Мариинке и Большом. Везде, где работал Григорович, остались его шедевры. Он создавал спектакли-легенды. «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Легенды о любви», «Спартак».
«Спартак» Григоровича получил самую высокую по тем временам премию - Ленинскую. А хореографическая элита сказала о том, что с этой постановки началась новая эра русского балета.
«Меня вдохновляют на творчество две вещи: чаще всего это музыка, она толкает на возможность что-то рассказать, и какой-то интересный сюжет, прежде всего страсть, которая происходит», – говорил Юрий Григорович.
Можно не любить Григоровича, человека довольно жесткого, но не оценить его таланта или даже гениальности нельзя.