Труд, детали и страсть. Как Юрий Григорович создавал спектакли-легенды?
Прощание с народным артистом СССР Юрием Григоровичем пройдет 23 мая в историческом здании Большого театра. Легендарный хореограф умер в 98 лет.
Когда Юрий Григорович появлялся в Большом театре, артисты, педагоги и даже журналисты невольно выпрямились. У него даже в 98 была идеальная балетная осанка. Он окончил Ленинградское хореографическое училище, и в 19 лет был принят в труппу местного театра оперы и балета имени Кирова. Сегодня это Мариинка. Там Юрий Григорович солировал почти 20 лет. Но всегда мечтал ставить свои спектакли. И вот первая постановка – «Аистенок».
Как о балетмейстере о нем заговорили после «Каменного цветка». После успеха в Мариинки, триумф – в Большом. Хозяйка Медной Горы – Майя Плесецкая. С этим балетом труппа гастролировала по всему миру. Только на премьере в Нью-Йорке артисты выходили на поклон 20 раз!
Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого. На его языке танца разговаривали Лиепа, Плисецкая, Уланова. «Спартак» Григоровича получил самую высокую по тем временам премию – Ленинскую. Критики говорили: с этой постановки началась новая эра русского балета.
«Он вывел именно мужчину на первый план. Благодаря ему стали появляться и другие балеты, где главным лицом был мужчина!» – отметил советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер Владимир Васильев.
Он изменил мировую хореографию. Соединил танец и драму.
«Григорович – человек-эпоха и человек-глыба. Он был способен мыслить большой формой. Сочинить балет большой формы – значит владеть сложным хореографическим языком», – заявил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
У Григорвочиа был непростой характер. Он никогда не щадил себя и других, мог сутками репетировать.
«Но при этом он не душил в тебе индивидуальность. Он ставил задачи, которое были иногда не выполнимы. Но через свой фанатизм и подачу он прививал артистам дикую энергетику».
Был требователен к каждой детали. Даже поворот головы артиста мог рассказать больше, чем слова.
«Самое быстрое в спектакле и самое плохое, когда уходят детали, детали очень многое решают!»
По движениям мог разглядеть талант. Так он увидел Николая Цискаридзе и пригласил его в Большой.
«Все понимали, что ему перечить нельзя. У него очень хорошая память. Если он что-то сказал, то он помнит. И если он сказал взять этого грузина, то, если бы меня не взяли, у них были бы большие проблемы».
Григорович ставил хореографию для открытия Олимпиады-80. А его «Лебединое озеро» стало символом перемен в стране. В августе 1991-го его постановку показывали на всех экранах страны. «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный». Григорович ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии. Пережил времена поклонения и критики. Но никогда не останавливал свой танец. Даже когда на время ушел из Большого в театр в Краснодаре. Ведь балет там, где Григорович.
«Меня вдохновляет на творчество две вещи. Чаще всего это музыка. Она толкает на встречу, чтобы рассказать ей. И, во-вторых, это занятный сюжет. Прежде всего какая-то страсть, которая происходит».
За своим шедеврами он всегда скромно наблюдал за кулисами, на втором этаже. И только нескончаемые овации заставляли его подняться на сцену. И он выходил на поклон. А зрители всегда аплодировали стоя, потому что это Григорович.
Большой театр потерял еще одного артиста. На 84-м году жизни умер Юрий Владимиров – народный артист СССР, советский и российский танцовщик.