Буровик, геолог, геофизик: как готовят специалистов для нефтегазовой отрасли в России?
3 сентября в России отмечается День работника нефтегазовой промышленности. В этот день поздравляют буровиков, инженеров, геологов, геофизиков и других специалистов, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Даже в свой день рождения Александра Спиридонова по локоть в масле. В университетской лаборатории создает то, что не под силу и большинству мужчин. Благодаря ее уникальной разработке автомобилисты теперь могут в два раза реже покупать масло и куда меньше ремонтировать трансмиссию в машине.
«Первая проблема – это был дефицит, то есть нефтехимическая промышленность столкнулась с тем, что у нас просто с рынка ушли зарубежные лидеры, скажем так, и у нас просто не оказалось масел. То есть и моторного, и трансмиссионного масла у нас было мало. Из-за дефицита было принято решение, что нужно разрабатывать новое масло. Для масел АКПП очень важна вязкость при 40 градусах. То есть насколько сильно изменяется вязкость в процессе работы. И получилось так, что наше масло наработало 200 тысяч километров без замены».
Кафедра промышленной экологии. Здесь решают более глобальные задачи. В этой лаборатории студенты Губкинского университета создали многоразовый сорбент из бумажных отходов. 1 грамм вещества впитывает до 9 граммов углеводородов. Использовать его можно аж три раза подряд.
«В руках у меня абсорбенты. Они получены из бумаги макулатуры. И уникальность их заключается в том, что, во-первых, абсорбенты используются для ликвидации разливов нефти. Уникальность разработки заключается в использовании вторичного продукта, бумаги».
Губкинский университет уже 95 лет главная кузница кадров нефтегазовой промышленности России. В этих стенах готовят специалистов от геологоразведки и разработки месторождений до их транспортировки и переработки.
В центре управления разработкой нефтяных и газовых месторождений студенты учатся работать в команде. Буровик, химик, геолог, геофизик и экономист за одним столом моделируют разные производственные случаи – все как в реальной жизни.
«Наше образование ничем не отличается от образования ведущих университетов мира, которые готовит нефтяников. У нас есть одно большое преимущество, которого нет у них. У нас весь вуз нефтегазовый. И у нас все специальности, которые востребованы в нефтегазовых компаниях. И мы комплексно учим, и люди понимают, как это работает».
Этот образовательный центр в Сибирском федеральном университете славится разработками нефтяных и газовых скважин в условиях вечной мерзлоты
«У нас камера заполнена вытесняющим агентом. Сейчас мы подаем сюда каплю нефти. Она всплывает и образует пятно контакта с горной породой. И чем у нас пятно контакта больше, тем сложнее эту нефть с поверхности горной породы оторвать».
Средний коэффициент вытеснения нефти, то есть ее замены на жидкость или газ при выкачивании из породы, составляет от 20 до 40%. Эта разработка позволит добывать больше углеводородов
«В Восточной Сибири большинство месторождений высоко минерализированы. В связи с этим появляется необходимость увеличить отдачу нефти из этих месторождений. Собственно, этой разработкой мы и занимаемся».
И если теорию студенты, магистры и аспиранты проходят в институте, то практику осваивают уже на производстве.
«Уезжают на месторождение. Профессия нефтяника – не самая легкая. Особенно учитывая, где сейчас происходит в основном нефтедобыча. Это район Крайнего Севера. Поэтому ребята на месторождение с удовольствием уезжают, в том числе и девчонки».
Огромные запасы углеводородов в глубинах Западно-Сибирской низменности обнаружил советский академик Иван Губкин еще 70 лет назад. Спустя десятилетия его прогноз подтвердился. С тех пор многие мужчины и женщины связали свою жизнь с нефтью и газом.