«Ее имя не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе «и др.», - однажды сказал об этой актрисе советский писатель-юморист Эмиль Кроткий. Коллеги-современники называли Фаину Раневскую «королевой второго плана», а потомки – одной из величайших русских актрис XX века. Она подарила миру множество комедийных ролей, но всю жизнь мечтала о серьезном кино и драматических спектаклях. В день рождения Раневской «МИР 24» вспомнил самые остроумные изречения актрисы, которые помогали ей справиться с одиночеством, жизненными трудностями и оборотной стороной славы.
Фанни Гиршевна Фельдман родилась в еврейской семье влиятельного таганрогского фабриканта и, на первый взгляд, была счастливым ребенком. Она росла в достатке, окруженная любовью братьев и родителей, училась в элитной женской гимназии, брала индивидуальные уроки фортепиано, пения, иностранных языков и грамматики у лучших преподавателей города. Но с ранних лет девочка мало общалась со сверстниками, не любила учиться и была чрезвычайно ранимым ребенком из-за врожденного дефекта речи – заикания.
В возрасте всего 13 лет Фаина после просмотра спектакля «Вишневый сад» серьезно заинтересовалась кинематографом и театром, так что решила заочно сдать экзамены в гимназии и учиться на профессиональную актрису. Практичный отец Гирш Хаимович Фельдман не понял этого стремления дочери и на долгие годы разорвал с ней отношения. В результате в 1915 году Фанни без гроша в кармане с единственным легким чемоданом вещей уехала в Москву.
Новая московская жизнь быстро увлекла молодую актрису. На деньги, которые ей тайком дала мать, Фанни сняла маленькую комнату на Большой Никитской и быстро влилась в круг легендарных поэтов двадцатых годов: познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, а также знаменитым артистом Василием Качаловым, в которого долгое время была влюблена.
Но преподаватели столичных театральных училищ таланта Фельдман не признавали. Пропасть в Москве Фанни не дала актриса Екатерина Гельцер, которая порекомендовала ее в Малаховский летний театр для работы в массовке. В 1916 году актрисе предложили место в Керченском театре, где она должна была играть «героинь-кокет», но о более важных ролях речи не шло - как и возможностях самостоятельно обеспечивать себя. Поэтому вплоть до 1917 года Милка Рафаиловна, мать Фаины по секрету от отца переводила дочери немного денег на проживание и еду.
© ТАСС, Прокофьев Вячеслав
Кстати, благодаря одному из таких эпизодов Раневская получила свой сценический псевдоним: однажды во время работы в Керчи Фаина зашла в банк вместе с артистом из театра Лавровской, чтобы получить деньги, которые мать перевела из Праги (туда эмигрировала семья актрисы с тремя детьми).
Из воспоминаний Раневской: «Я получила деньги, и когда мы выходили из массивных банковских дверей, порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась и, следя за улетающими банкнотами, сказала: - Жаль денег, зато как красиво улетают! - Да ведь вы Раневская, - ответил мне спутник. - Только она могла так сказать! ». Именно чеховская героиня из «Вишневого сада» вдохновила молодую актрису на создание своего театрального имени. Так Фанни Фельдман стала Фаиной Раневской.
До начала 30-х годов карьера Раневской шла непросто: она играла в театрах Кисловодска, Ростова-на-Дону, Феодосии, работая в основном с сюжетами русских и зарубежных классиков в пьесах «Вишневый сад», «Ревизор», «На дне», «Гроза», «На всякого мудреца», «Без вины виноватые», «Женитьба» и др. Лишь в 1931 году к 35-летней актрисе пришла первая слава: она снова вернулась в Москву для игры в спектакле «Патетическая соната».
Четыре года спустя Фаина ушла в Центральный театр Красной Армии, где более пяти лет исполняла роли свахи в пьесе «Последняя жертва», матери в пьесе «Чужой ребенок» и Оксаны в «Гибели эскадры».
По словам близких друзей, начинающая актриса сильно комплексовала по поводу своей внешности, чем и объясняла многие неудачи в профессии. У нее были очень выразительные, но как позже говорила сама Раневская, «некиношные» черты лица: крупный нос, большие темные глаза с поволокой и густые брови - и это в те времена, когда женщины выщипывали «ниточки». Кроме того, она была очень высокой (1,80 м) и поэтому все время должна была строго следить за фигурой, чтобы не выглядеть грузно. По этому поводу она много шутила, особенно в разговоре с мужчинами:
Тем не менее, к этому периоду относятся и первые шаги актрисы в кино: ее пригласили на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка», причем французскому писателю Ромену Роллану исполнение Раневской настолько понравилось, что ленту показали в Париже. В 1940-м году Фаина Раневская исполнила роль Розы Скороход в социально-психологической драме «Мечта».
С началом войны актрису эвакуировали в Ташкент, где она жила до 1943 года. Сразу после возвращения ей предложили роль Мамаши в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Аннеского, где она работала на одной площадке с Михаилом Пуговкиным, Осипом Абдуловым, Зоей Федоровой и Михаилом Яншиным. Уже в 1947 году на экраны вышла комедийная лента Григория Александровна под названием «Весна», где коллегами Раневской по съемкам были уже знаменитые тогда Любовь Орлова и Николай Черкасов.
© Фото: РИА Новости
В том же году актриса дебютировала в детском кино, снялась в роли злой Мачехи для сказки «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Автором сценария был Евгений Шварц, который позволил Раневской вставлять свои реплики, благодаря чему роль Мачехи стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Однако настоящую популярность Фаине Раневской принесла комедия «Подкидыш», где она произнесла крылатое и знаменитое на всю страну: «Муля, не нервируй меня».
Однако если зритель был безоговорочно влюблен в Раневскую на сцене, отношения с коллегами по площадке у актрисы складывались неважно. От едких шуток актрисы доставалось и знакомым, и друзьям, и начальникам Фаины Георгиевны. В начале 50-х, когда она перешла в Театр имени Моссовета, ее работа с режиссером и другими актерами постоянно сопровождалась скандалами. Искрометный юмор и талант Фаины Георгиевны нередко превосходил талант ее руководителей, например, готовясь играть эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она почти полностью переписала сценарий и представила образ совершенно по-новому.
Играя в картине «Сегодня новый аттракцион» Надежды Кошеваровой Раневская также устроила целый трехмесячный раунд переговоров с режиссером о том, какой должна быть роль директора цирка. Но возможно именно благодаря этому все образы актрисы имели частичку от нее самой: яркой, саркастичной, мудрой женщины.
Как и с коллегами по съемочной площадке, отношения с мужчинами у Фаины Георгиевны не клеились. За всю свою долгую жизнь актриса никогда не была замужем и не имела романтических отношений. Ближайшей подругой Раневской была актриса Павла Вульф, внук которой называл Фаину Георгиевну бабушкой, уже с детства понимая, насколько одинокой была всенародная любимица.
Одним из немногих, по-настоящему близких друзей Раневской был театральный режиссер Соломон Михоэлс, который был убит в 1948 году сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР по личному указанию И. Сталина. За несколько месяцев до его кончины Фаина Георгиевна посвятила ему такие слова: «Есть люди, в которых живет Бог, есть - в которых дьявол, а в основном есть люди, в которых живут только глисты. Так вот, в Вас живет Бог!».
Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская скончалась летом 1984 года в Кунцевской больнице Москвы от инфаркта и пневмонии, не дожив месяца до своего 88-летия. Последние годы она жила в одиночестве с собакой по имени Мальчик, которую она однажды подобрала на улице возле первого места ее работы - Московского Камерного театра на Тверском бульваре.
Надежда Сережкина