«Второй кинофронт»: Пять зарубежных фильмов о Сталинграде
Сегодня в России отмечается День воинской славы – 2 февраля 1943 года окруженные немецкие войска капитулировали в Сталинграде. Советские и российские кинематографисты много раз героизировали подвиг советских солдат (от Столпера до Бондарчука). Зарубежные кинематографисты находили в Сталинградских событиях и подвиг, и трагедию. Нередко – национальную. «Мир 24» узнал, как переосмысливали Сталинградскую битву американцы и потомки тех, кто воевал по другую сторону окопов.
«МАЛЬЧИК ИЗ СТАЛИНГРАДА» («The boy from Stalingrad»), 1943 .США
Май 1943 года. Еще не открыт «второй фронт», не проходит и полгода после капитуляции немецких войск в разрушенном городе, как на американских экранах появляется фильм о беспризорниках-партизанах, которые самоотверженно воюют с фашистами. О достоверности несколько похожей истории («Сволочей» Александра Атанесяна) будут горячо спорить в России 2006 году, но в 1943-м подобный спор никому не мог прийти в голову.
Сюжет фильма довольно фантастичен и местами похож на комикс. Несколько сирот младшего школьного возраста укрываются в разрушенном доме, учат под руководством старшей девочки Нади уроки и помогают советским солдатам избавить окрестности от фашистов. Немцы показаны в фильме нерасторопными, неуклюжими злодеями: они воруют гусей, бегают вперевалку и падают на землю при любом выстреле. Один герой напоминает своей беспечностью Швейка. В середине картины немецкий офицер даже пытается купить у советского беспризорника за шоколадку военный секрет. Самих кадров сражения за Сталинград в фильме нет – он снят как подростковый приключенческий фильм. Однако в ленте присутствуют несколько батальных сцен, в которых участвуют дети: беспризорники забрасывают фашистов гранатами, пытаются взорвать немецкий танк и даже вступают с вермахтовцами в ближний бой.
Перед боем мальчик Павел долго не может выстрелить.
«- Стреляй! – говорит ему приятель. – Я не могу, – отвечает Павел. – Подумай о сожженной деревне». Павел нажимает на курок.
Фильм был снят как пропагандистский и должен был поддержать союзнические отношения между Советским Союзом и США во Второй мировой войне. Однако в годы «холодной войны» режиссеру и многим актерам пришлось прочитать немало негативных отзывов о себе за киноленту, «возвеличивающую подвиг потенциального врага».
«СТАЛИНГРАД» («Stalingrad»), 1993. Германия
«Сталинград» Йозефа Вильсмайера стал одним из первых фильмов, в котором война была почти полностью показана из немецких окопов. В этих окопах происходит не только война – в них происходит трансформация взглядов немецких солдат, прошедших путь от «мирной» Германии до разрушенного Сталинграда. Солдаты, которые все больше погружаются в войну, переживают примерно то же самое, что персонажи Ремарка: поверхностное убеждение в общей правоте, страх первого боя, тяготы передовой, ужас от сожженных деревень и, в конечном счете, полное неприятие войны.
В фильме присутствуют несколько сцен, где показаны «героические» действия немецких солдат (например, атака советского танка со связкой гранат из окопа), но они только усиливают драматичность. Лента стала отправной точкой для актера Томаса Кречмана, которого через 20 лет снял в своем блокбастере «Сталинград» Федор Бондарчук (также в роли солдата Вермахта).
«ВРАГ У ВОРОТ» («Enemy at the Gates»), 2001. США, Великобритания, Германия, Ирландия
Хрущев пьет водку стаканами, рядовые пляшут под балалайки, советских солдат везут на фронт, как скот, – набитыми кучей в товарный вагон. Водка, нищета, НКВД, а главное – водка. Самые толерантные зрители назвали фильм «очередной клюквой», самые патриотичные – оскорблением.
Фильм рассказывается историю героя Советского Союза снайпера Василия Зайцева, уничтожившего за 7 дней декабря 225 солдат противника. Несмотря желание показать на экране героя, российские ветераны были в целом недовольны фильмом – по их словам, война была продемонстрирована Голливудом крайне неправдиво.
«Тот, у кого есть винтовка – стреляет. Тот, у кого нет – следует за ним», – точно такая же фраза звучит в русском переводе шутера «Call of Duty», где миссия посвящена переправе через Волгу в Сталинграде. Более того, в нескольких местах фильм имеет почти покадровое сходство с эпизодами компьютерного шутера, создатели которого, видимо, взяли за основу многие «факты» фильма.
Американский режиссер Макджи, автор «Ангелов Чарли», сериала «Смертельное оружие» и четвертого «Терминатора», обещает в скором времени снять новую версию боевика, уже превратив его в сериал. Примечательно, что режиссером первого «Врага у ворот» был Жан-Жак Анно, лауреат «Оскара» и автор «Имя розы» 1986 года.
«СТАЛИНГРАД» (мини-сериал), 2003. Германия, Россия, Венгрия, Финляндия
Фильм снят немцами к 60-летию разгрома. Жанр: документальный. Герои – бывшие солдаты Вермахта, воевавшие на Восточном фронте и в самом Сталинграде. Перед камерами они вспоминают войну, некоторые плачут. Старики, большинству которых за 80 лет, сознаются, что сделали много ужасного; некоторые делают оправдательную оговорку: мы были уверены, что идем освобождать Европу и русский народ от большевизма.
Часть героев мини-сериала рассуждает о том, что сделал не так Паулюс и генералитет Вермахта для победы в городе имени Сталина. Часть – просто рассказывают исповедь участника Сталинградского котла.
«СОБАКИ, ХОТИТЕ ЖИТЬ ВЕЧНО?» («Hunde, wollt ihr ewig leben»), 1959. ФРГ
Экранизация романа участника Сталинградской битвы. Немецкий офицер Виссе, высоконравственный и честный солдат Вермахта, едет на Восточный фронт командиром разведывательно-связного штаба. Война для него – что-то среднее между романтикой и долгом. Характер Вессе выдает себя в первой половине картины: он любит собак (овчарка едет вместе с ним на фронт), чутко относится к населению оккупированной страны (солдаты под его руководством чистят на постое у крестьянки картошку и пытаются накормить ее семью).
От ставки штаба до разрушенного Сталинграда солдаты спасаются от ужасов войны музыкой – даже среди руин города они играют на чудом добытом где-то фортепьяно. Война становится все ужаснее, еды и патронов все меньше, голодные вермахтовцы мерзнут от мороза и ветра, пианино играет. Некоторые немцы паникуют и отказываются выполнять приказы офицеров (режиссер фильма, кажется, осуждает их за отсутствие арийского духа). В самом конце фильма звучат слова фельдмаршала Паулюса: «Все ошибались, и мы тоже. Но сейчас уже слишком поздно для понимая и осознания. Свяжитесь с русскими. Я прекращаю сражение». Как и немецкий «Сталинград» 1993 года, фильм заканчивается тем, что солдаты Вермахта сдаются в плен.