СМЕРШ, или «смерть шпионам», – уже легендарная контрразведывательная организация. Она была основана Иосифом Сталиным в 1943 году. Ведь военная разведка нацистов не дремала, пусть и ситуация на фронте изменилась в пользу Красной Армии. О невидимой войне рассказал корреспондент «МИР 24»Дмитрий Барбаш.
1941-й. В плену противника – миллионы советских солдат. Многие деморализованы. Немецкая разведка Абвер вербует среди них агентов для заброски в тыл Красной армии. Задания – разные: от диверсий и убийств высших офицеров до роспуска панических слухов.
Бывший начальник советской военной контрразведки, генерал-лейтенант КГБ в отставке Иван Лаврентьевич Устинов сегодня вспоминает, что с таким серьезным противником советские особисты встретились впервые.
В одной только осажденной Москве действовали тысячи выпускников таких школ. Немецкие шпионы владели любыми видами оружия, минно-взрывным делом, знали приемы шифрования, радиосвязь. При них были любые документы. Во время стремительного наступления немцы захватывали типографии с пустыми бланками. Была среди них и своя элита. Подразделение Брадунбург 800. Его солдаты захватывали мосты в первые дни войны. Несколько десятков человек под видом сотрудников НКВД в 1942-м на машинах открыто приехали в Майкоп и фактически взяли город. И все они говорили на чистом русском.
«Чтобы у нас не врали, что Сталин всех расстрелял, были у нас кулаки, оставалось большое количество бывших дворян», – рассказал историк Александр Колпакиди.
После Сталинградской битвы и перелома в войне Ставка готовило уже наступательные операции. В это же время немцы активизируют свою разведывательно-диверсионную деятельность в глубоком тылу советских войск.
СМЕРШ был создан на базе особых отделов НКВД, которые и так занимались контрразведкой. Но новый орган подчинялся уже напрямую Сталину, минуя армейских начальников. Чекистам это давало больший статус и большее пространство для оперативных игр.
Впервые свою силу СМЕРШ показал на Курской дуге. Благодаря контрразведке для гитлеровцев остались тайной планы советского военного командования. В Москве, наоборот, знали все. Молодой начальник Главного управления контрразведки Виктор Абакумов и его офицеры начисто переиграли хитрого лиса немецкой разведки, убеленного сединами шефа Абвера адмирала Канариеса.
«Военная контрразведка системой контрразведывательных мер обеспечила то, что за период ВОВ ни одна крупная армейская и фронтовая операция не стала известна заблаговременно противнику», – отметил военный историк Владимир Галицкий.
Их называли чистильщиками, волкодавами, а красные корочки наводили страх и на своих. Хотя в рядах военной контрразведки служили и девушки. Но СМЕРШевцы ничем не отличались от обычных офицеров. И оружием не бряцали.
«Были в редких случаях командирский наган или наган НКВД. Немножко укороченная версия, мы видим, она как будто немножко зализанная, у него нет выступательных частей, чтобы было удобно носить ее под одеждой гражданской, и выхватывать. И выхватывать из кармана», – пояснил участник военно-исторического клуба.
Фильм «В августе 44-го» режиссера Михаила Пташука сегодня называют одним из лучших о войне. Снятый по одноименному роману Владимира Богомолова, он рассказывает, как работали контрразведчики, и как от нескольких человек в белорусских лесах зависел исход стратегической операции целого фронта.
«Когда мне показывают палачей или псевдопалачей, людей, обуреваемых только тем, как кого-то посадить или застрелить, это неправда. Человек заточен таким образом, чтобы сначала посмотреть, враг вы, или нет. Это его работа», – сказал продюсер фильма Владимир Семаго.
Фильм, рассказывает Владимир Семаго, основан на реальных событиях. Захватив радиста и рацию, советские контрразведчики устраивали с противником радиоигры. Снабжали Абвер дезинформацией. Одна из самых известных таких операций – Березино. В ней тогда участвовал Вильям Фишер, он же Рудольф Абель. Один из самых известных советских разведчиков.
В 1944-м провалилась еще одна операция немецкого диверсанта Отто Скорцени по ликвидации Иосифа Сталина. Немецкому агенту – бывшему лейтенанту Красной Армии Петру Таврину – подготовили надежную легенду, снабдили специальным оружием. О грядущем покушении контрразведка знала. Но не знала деталей. Помогла бдительность.
«Сотрудник блокпоста заметил, что весь день на улице шел дождь, а он приехал на чистом мотоцикле с коляской. Порядок ношения наград специально был изменен в 1943 году, а у него были награды по уставу 1943 года. То есть неправильно были размещены награды», – сказал участник военно-исторического клуба.
Племянник Релюксы Рыжковой Борис Яшевченко рассказывает, как его тетя не раз попадал под немецкие обстрелы, была на волосок от гибели. Релюкса Емельяновна Рыжкова – такое необычное имя от слов революция и Люксембург – была последним сотрудником СМРЕШа, проживавшим в Санкт-Петербурге. Ветеран военной контрразведки скончалась на этой неделе. Она любила говорить: «Кто не знает, тот болтает, а кто знает – понимает». И повторяла, что на войне было, как на войне.
На счету Релюксы Рыжиковой и ее сослуживцев – тысячи обезвреженных вражеских агентов.
И война для них 9 мая 45-го не закончилась. До момента своего расформирования СМЕРШевцы боролись с националистическим подпольем, костяк которого составляли бывшие немецкие агенты.