Режиссера Станислава Говорухина в субботу похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве с воинскими почестями. В Преображенской церкви храма Христа Спасителя прошла церемония прощания. Розы принес и президент России Владимир Путин. «Искусство политики и искусство режиссуры – это смежные области», – говорил Говорухин. Режиссер и гражданин. Оба слова с большой буквы.
Создатель культового «Место встречи изменить нельзя», он открыл зрителю Владимира Высоцкого еще в «Вертикали». Он всегда чувствовал «нерв страны» – и когда первым в 1990-е годы сделал документальный фильм для широкого экрана. «Так жить нельзя» повторяла за Станиславом Сергеевичем вся страна.
«Вертикаль» – романтическая киноповесть. Первая работа режиссера Говорухина. Именно в этой картине зритель впервые увидел титры «Автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий». Но за право снять его в главной роли Говорухину пришлось побороться.
«Высоцкого не разрешали снимать. Только благодаря Станиславу Сергеевичу Высоцкому разрешили сниматься в этой картине. И песни все родились для этой картины. Без них не было бы этого фильма», – говорит народная артистка РСФСР Лариса Лужина.
Через 12 лет Говорухину снова пришлось отстаивать Высоцкого – на роль Жеглова в «Место встречи изменить нельзя». Против артиста было тогда не только киноруководство, но и авторы романа, по которому снимался фильм. Изначально Жеглов – высокий плечистый красавец, которому нет и 30. А Высоцкий совершенно другого склада.
«Я подумал, что он мог бы быть и таким. И Вайнеры, как выяснилось, тоже так подумали, что необязательно он должен быть таким цыганистым, крупным, с завитой башкой. Потому что главное – это внутренняя энергия», – говорил народный артист России.
Премьера «Место встречи» стала сенсацией осени 1979 года. Улицы городов пустели. Коммунальщики фиксировали снижение расхода воды, а милиционеры – уровня преступности. Станислав Говорухин снимался и сам. Первый опыт – роль немецкого офицера в своем же фильме «Белый взрыв». Но настоящий актерский успех принесла лента «Асса» режиссера и хорошего приятеля по ВГИКу - Сергея Соловьева. На роль криминального авторитета Крымова, этакого удалого и смекалистого хозяина жизни, образ Говорухина подошел идеально.
Простой и прямолинейный, с дворянской статью и без фальшивого лоска – таким помнят коллеги не режиссера, а человека Говорухина. Он не имел никакого распорядка дня и признавался, что чувствует себя прекрасно. Любил настоящую русскую еду и ел ее, в основном, на ночь. Курил трубку, пил много кофе, играл в шахматы и бильярд. И не прочь был пропустить рюмку-другую.
«Со своей трубкой проходит по «Мосфильму». Вот так разговаривает через губу: здравствуйте. О боже мой, Станислав Сергеевич, здравствуйте. Выдыхает дым – и пошел дальше. Корабль такой, эсминец», – говорит актер театра и кино Борис Каморзин.
В 1990 году Говорухин пробует себя в новом жанре – в документальной публицистике. Фильм «Так жить нельзя» стал своеобразным политическим манифестом. Так режиссер Говорухин сделал свой первый шаг в политику.
Еще никто так открыто и честно не показывал то, о чем привыкли молчать, – разруху, преступность и коррупцию, мертвую экономику и нищий народ.
Обостренное чувство справедливости вылилось в новую картину – гимн борьбе с коррупцией «Ворошиловский стрелок». О том, как пенсионер и ветеран, защищая внучку, стал народным мстителем.
С 1993 года Станислав Говорухин в Государственной думе – занимался вопросами культуры, в Думе первого созыва возглавлял комиссию по расследованию причин конфликта в Чечне.
В 2000 году Говорухин участвовал в президентских выборах. Позже сам назвал это «дуростью». Но тогда очень хотел помочь России. Поднять экономику обещал с помощью полезных ископаемых. Он, геолог по первому образованию, знал, какие богатства есть в стране.
А в 2011 году он первым предложил выдвижение Владимира Путина в президенты России. Позже Говорухин стал главой его предвыборного штаба, контролировал ход кампании. Как сопредседатель Общероссийского народного фронта участвовал во всех форумах. На одном из них, в Петербурге, даже сыграл с президентом в блиц.
- Кому на Руси жить хорошо? – Режиссерам и другим представителям творческих профессий. – Ладно, годится.
При такой активности в политике Говорухин не забывал о своей профессии, которой отдал 48 лет своей жизни. Последней его режиссерской работой стал фильм по произведениям писателя Сергея Довлатова с таким символичным названием «Конец прекрасной эпохи».
Здесь нет Говорухина-бунтаря и правдоруба. Это лирическая ода молодости. Она не только о довлатовских персонажах, но и немного о самом режиссере, о времени, когда он подарил зрителю свои бессмертные шедевры.