«Кровь брызнула, когда отец ударил кинжалом»: что осталось за кадром фильма «Табор уходит в небо»
Этот фильм собрал у экранов 65 миллионов зрителей и стал лидером советского проката в 1976 году. «Табор уходит в небо» вошел в рейтинг самых кассовых кинолент за всю историю киноиндустрии СССР. Копии фильма были проданы для проката в 120 стран мира. Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял настоящую музыкальную драму о строптивой цыганской душе. Не меньшие страсти кипели и за кадром. MIR24.TV рассказывает, как актеры укрощали лошадей, дрались на настоящих ножах и искали кочевых цыган.
Как проходили кинопробы
Известно, что актеров Эмиль Лотяну отбирал скрупулезно и долго. На кинопробы он приглашал лучших артистов. Однако для многих легендарная кинолента «Табор уходит в небо» стала дебютом. Заслуженный деятель искусств, актер театра «Сатирикус» Серджиу Финити в фильме сыграл цыгана Бубулю. Эта роль стала для него первой в кино. Молодой Финити только вернулся из армии и оформлял документы. Актер мечтал продолжить игру в театре, а попал на съемочную площадку. По воле судьбы ассистентом режиссера оказался сокурсник Финити. От него актер и получил срочную телеграмму с просьбой незамедлительно прилететь в Каунас.
«Там было много претендентов на роль Бубули. Человек двенадцать точно. Лотяну даже с кое-кем уже заключил контракты, но ему постоянно что-то не нравилось. Ему порекомендовали меня. Лотяну посмотрел на меня и сказал: «Улыбнись». Я улыбнулся. Потом велел засмеяться – я начал смеяться. Потом сказал: «Плачь!» Я заплакал. Эту проверку я прошел нормально. А потом он спросил: «На лошади скачешь?» А я ему в ответ: «Не умею, но за три дня научусь». Я парашютист, адреналин у меня в крови. Я тут же пошел на манеж и начал тренироваться. На второй день приехал Лотяну, а я ему с ходу и «свечку» на коне, и отрыв в седле. Все то, что потом и было снято», – вспоминает Серджиу Финити.
Заветную телеграмму с приглашением на кинопробы мечтали получить многие советские актеры. Слава о масштабном проекте разнеслась по всему Советскому Союзу еще до команды «мотор!». Мало кто знает, но в съемках киноленты Эмилю Лотяну отказала родная киностудия «Молдова-фильм». Поэтому снимать цыганскую драму он отправился в Москву. Это была его первая работа на «Мосфильме». В руках был сценарий и две утвержденные роли – цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Позже советские кинокритики писали, что эти роли были прописаны Лотяну специально для Григоре Григориу и Светланы Тома. Они были знакомы более десяти лет. Лотяну уже снимал этих актеров в своих лентах «Красные поляны» и «Лэутары».
«Лотяну говорил, что в Григоре Григориу есть обезоруживающее молчание, в нем собраны целые этнические плиты. На роль Зобара Лотяну представлял только его. А когда были кинопробы и худсовет утверждал состав, возник вопрос: почему бы не утвердить на роль Лойко известных советских актеров или коренных цыган? Но Эмиль Лотяну отстоял кандидатуру. Так и сказал: «Без Григориу снимать не буду! Нет героя – нет фильма», – рассказывает сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Несмотря на то, что в копилке известного актера уже было около десятка фильмов, роль Лойко Зобара стала самой сложной для Григоре Григориу. Удалого конокрада, обольстителя и укротителя нужно было сыграть убедительно.
«Это был сложный день – октябрь, 6 градусов тепла. А меня мочат из брандспойта, как будто дождь идет. И этот китель не успевал высохнуть, его над костром грели. Так и снимали: 50 грамм выпиваешь, китель накидываешь, чтоб не замерзнуть – и вперед. Но вы знаете, это были уроки настоящего актерского мастерства. Вряд ли я бы получил такие где-то еще. Это мне очень пригодилось в последующих фильмах», – рассказывает Серджиу Финити.
В сложных условиях снимали падение Рады и Зобара в реку Тиса. Актеры вспоминают: было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Ассистенты нашли в соседней деревне гусиный жир. Им мазали актеров, чтобы те окончательно не замерзли, ведь снимать пришлось не с одного дубля. Операторы столкнулись еще с одной проблемой: никак не получалась снять крупный план со Светланой Тома. От холода у нее изо рта шел пар. Чтобы избежать киноляпа, актрисе пришлось держать во рту лед.
Лотяну требовал от актеров правдоподобной и эмоциональной игры. Поэтому иногда шел на хитрости, не предупреждая об этом съемочную группу. Так, в сцене, где Зобар убивает Раду, неподдельный ужас Григоре Григориу не сыграл, а прожил. Актер на всю жизнь запомнил, как вонзил нож в Светлану Тома. Острие должно было войти в замаскированную металлическую пластину. Однако Лотяну не предупредил, что под нее заложили капсулу с кровью.
«Кровь брызнула, когда отец ударил кинжалом. На мгновенье ему показалось, что он убил ее. Он обернулся на съемочную группу, все стояли в оцепенении. Немая сцена. Они все подыграли. Он был актером, которого разыграли», – рассказывает Октавиан Григориу.
О том, что Эмиль Лотяну бывает жестким и бескомпромиссным, знали все на площадке. В порыве гнева он мог даже выругаться на актера, а за удачный дубль расцеловать. Взрывоопасный характер не раз приводил к конфликтам.
Кстати, роль Данилы для Всеволода Гаврилова стала последней в кинолентах Лотяну. Виной всему сцена с участием актера, вырезанная из фильма. Режиссер приглашал актера на съемки фильма «Мой ласковый и нежный зверь», но тот наотрез отказался.
«Операторы 15 метров держали меня на крупном плане. Снимали Данило, который идет на Зобара, убившего дочь. Была команда «стоп, снято» и поцелуи от Лотяну. Меня трясло от эмоций. Николай Волошин, солист театра Ромэн, даже спросил меня: «Ты что, убивал когда-либо людей? Такими глазами идут только убивать». Но потом весь этот проход был вырезан, и мы с Лотяну рассорились», – рассказывает актер Всеволод Гаврилов.
Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников пленку пришлось резать.
«Помню, был в Москве, зашел на киностудию, а он как раз монтировал «Табор уходит в небо» и плакал. Плакал! Ему из двух серий сказали сделать одну. Он резал и кричал: «Сережа, ну посмотри, какие кадры!». И продолжал плакать!» – поделился воспоминаниями актер Серджиу Финити.
Несмотря на то, что киноленту пришлось практически резать по живому, итог все равно оправдал себя. Эмиль Лотяну создал настоящее поэтическое кино, музыкальную фреску, которую так полюбил зритель. Он не пытался создать бытовой образ цыган, он наделил кино метафоричностью. Киноленту по достоинству оценили международные кинокритики. В 1976 году «Табор уходит в небо» получил высшую награду на кинофестивале в Испании. Позже посыпались и остальные трофеи. Такое кино не могло остаться незамеченным и неоцененным. Поэтому зритель до сих пор его знает и помнит его как первое настоящее кино о цыганах.