Мобильные кинематографисты: от сториз в Instagram к кинофестивалям
На мобильный телефон снимают Стивен Содерберг и Клод Лелуш, в мире становится популярна мобильная журналистика – в России пока новое явление. 8 апреля в Москве стартует первый в стране международный фестиваль мобильного кино Mobile Filmmaker's International. «МИР 24» поговорил с людьми, занимающимися развитием нового направления, и экспертами о специфике и перспективах молодого жанра.
«В мобильном кино еще нет авторитетов»
«В мобильном кино еще нет авторитетов. Все, что вы снимете, будет свежим и уникальным. Этот вид творчества возник не так давно, примерно в 2005 году. По крайней мере, именно тогда появились специализированные конкурсы, а чуть позже фестивали большого кино стали принимать фильмы, снятые на мобильный телефон. Здесь еще нет правил и стандартов – только авторы, которые ищут новый визуальный язык», – это выдержка из книги «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма» Максима Мусселя. Автора можно смело назвать движущей силой мобильного кино в России. Именно он в 2016 и 2017 годах организовал фестивали «Фильм Мобиль» и «Подними голову» российского масштаба и, удовлетворившись пробами, взялся за первый в стране международный фестиваль Mobile Filmmaker's International.
«Как организован сбор работ в принципе: есть канадская площадка, которая аккумулирует все фестивали в мире, она называется FilmFreeway, – Максим Муссель бодро описывает в разговоре с «МИР 24» путь от минутного видео на телефон до большого экрана. – Она организована следующим образом: если ты фестиваль, то ты там размещаешь свою страничку и правила участия, если ты участник – закачиваешь свой фильм, биографию и т.д. И дальше ты можешь искать в поисковой системе, например, по словам mobile filmmaking все фестивали, которые тебе подходят. Дальше, либо платя какие-то деньги, либо бесплатно, принимаешь участие в фестивале и попадаешь в список потенциальных участников. Жюри смотрит все фильмы и выбирает шорт-лист, который потом идет в номинанты на премию».
На участие в Mobile Filmmaker's International пришло 120 работ из 37 стран мира, среди которых Россия, США, Швейцария, Англия, Италия, Франция, Индия, Япония, Филиппины и даже экзотическая Мартиника. В шорт-лист попало 20 короткометражных фильмов, которые трижды покажут в виде альманаха в камерном кинотеатре «Звезда» на Курской с 11 по 13 апреля.
Видео предоставлено автором
8 апреля фестиваль Mobile Filmmaker's International откроется с показа первого российского полнометражного фильма, снятого на смартфон и попавшего в прокат. Это «Фагот» Бориса Гуца, который уже получил премию на кинофестивале «Окно в Европу».
Обычные житейские истории и мобильная журналистика
«Всем кажется, что на мобильный надо снимать хорроры, подсмотренные истории или screen life, который делает Бекмамбетов, – отвечает Муссель. – По нашему опыту, все, конечно, можно снимать – и хорроры, и триллеры, но лучше всего для съемок на мобильный подходят обычные житейские истории. Что-то очень простое из жизни друзей, соседей, знакомых – людей из соседней квартиры, что называется. Потому что вся стилистика этого изображения живая и очень настоящая, если, конечно, хорошие актеры и хорошая драматургия».
Особое направление мобильного кино, популярное в мире, но в России пока мало известное – это мобильная журналистика, которая дает корреспонденту возможность работать только со смартфоном. По мнению создательницы авторской киношколы Марины Разбежкиной (Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова), съемка на мобильный телефон – прекрасный инструмент в области документального кино.
«Для документального кино это, наверное, один из лучших инструментов на сегодняшний день. (...) Я считаю, что для документального кино это не просто плюс, а необходимость – уметь совмещать в себе все профессии, которые нужны для кино. Это одинокое авторство часто дает гораздо больше, чем работа в команде», – считает Разбежкина. Актуальна тема мобильного кино и для блогеров.
Эксперты говорят, что судить о влиянии нового веяния на кинематограф пока сложно, – прошло слишком мало времени. Однако чем больше людей занимаются чем-то, тем больше вероятность, что количество перейдет в качество.