Высокий блондин в черном ботинке: Пьеру Ришару – 85
16 августа знаменитому французскому актеру и режиссеру Пьеру Ришару исполняется 85 лет. «Высокий блондин в черном ботинке», покоривший мир почти полвека назад в образе рассеянного незадачливого недотепы, выглядит сильно моложе своих лет, радуется жизни и продолжает сниматься в кино.
Каких только дефиниций от кинокритиков в его адрес за это время не звучало: от гения и «человека-эпохи» до «одного из самых знаменитых дураков мирового кинематографа». Наследник комика 60-х Луи де Фюнеса, Ришар создал новый образ, более человечный и соответствующий духу времени. Его герой – интеллигентный, робкий, не приспособленный к быту, добродушный и открытый простак – вызывает смешанную гамму чувств: от сочувствия, симпатии и жалости до раздражения. Но стоит ли его жалеть? Сам Ришар на вопрос о том, не обидно ли ему за своего героя – хорошего, чистого, наивного человека, которого все постоянно обижают, отвечал так: «с моим героем-чудаком все всегда было в полном порядке, он вообще ни в чем не сомневается и пребывает в душевной гармонии с самим собой, сея панику среди остальных, и это другие оказывались в дураках».
Вот и весь секрет. И, хотя пик популярности Пьера Ришара пришелся на 70-80-е годы, многие и сегодня готовы пересматривать фильмы с его участием. А их за плечами великого комика более сотни, включая такие ленты, как «Возвращение высокого блондина», «Дальше некуда», «Игрушка», «Невезучие» и пр.
«Богатенький Буратино» с бунтарским характером
Говорят, что в жизни клоуны – самые грустные люди, но в случае с Ришаром это не так. Реальный Пьер Дефей – оптимист с превосходным чувством юмора. Эстрадный образ беспомощного неудачника тоже не про него: Ришар не раз бросал вызов судьбе и окружающим, умеет настоять на своем и не испытывает в этой связи никакого чувства вины. Успешно ведет бизнес – владеет парижском рестораном «Au Pied de Chameau» и двадцатью гектарами виноградника в Южной Франции, производящими около восьмидесяти тысяч бутылок в год. С рекламой своих вин Ришар бывал и в России, и на Украине. До сих пор ездит по Парижу на мотоцикле, которому уже 40 лет.
И все это – не считая блестящей актерской карьеры, которая тоже далась ему непросто. Даже сам псевдоним (Ришар – второе имя, не фамилия) возник на заре этой карьеры, не одобренной родственниками. Те не желали, чтобы фамилия древнего рода мелькала на афишах, но Пьер (полное имя – Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей) сделал по-своему, хоть и под псевдонимом.
Фото: Неменов Александр, ТАСС
Вообще, если вдуматься, вся карьера Пьера Ришара – это вызов. Отец актера, отпрыск богатого аристократического рода, промотал свое состояние на скачках и охоте и исчез в неизвестном направлении, бросив жену с маленьким сыном на попечение деда, владельца сталелитейной компании «Escaut-et-Meuse» Леопольда Дефе. Пьера воспитывали в строгости, готовя к карьере управляющего и имением, и семейным бизнесом, отправили в закрытую школу для мальчиков, где вместе с потомками местной знати учились и дети рабочих. «Чернь» недолюбливала Пьера из-за его происхождения, и для того, чтобы как-то выжить, юному аристократу пришлось заделаться местным шутом. Сам он впоследствии объяснял это так: если люди настроены враждебно, единственный способ сломать барьер – это рассмешить их. Развлекая одноклассников пародиями на учителей, Пьер так увлекся этим занятием, что решил податься в артисты.
Искусство потребовало жертв: для того, чтобы посмотреть в кинотеатре новые комедии, будущий великий комик начал прогуливать занятия. Естественно, семейство подобные инициативы не одобрило, и покорять столицу после школы Пьер отправился без гроша в кармане, полностью разругавшись с семьей.
Долгий путь к вершине
К слову, второй дед Ришара (по материнской линии) поощрял способности внука к актерству. Именно он и посоветовал противостоять нападкам завистливых одноклассников клоунадой. Он умер, когда Пьеру было 12 лет, а перед смертью предсказал: «Мой внук Пьер - единственный, кто чего-то добьется в жизни».
Но пророчество сбылось не сразу. На театральные курсы Пьера не хотели брать из-за недостаточно привлекательной внешности (кстати, рост «высокого блондина» был вполне обычным, 178 см), а первую большую роль в кино он получил только в 33 года.
Закончив знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, Пьер отправился на стажировку в Национальный народный театр и вскоре начал выступать на эстраде со своими сценками. Именно там зарождался образ застенчивого недотепы, ставший впоследствии его «визитной карточкой» в кинематографе. Но в театре Пьеру не везло: доставались лишь роли второго плана, приходилось подрабатывать на подмостках кафе-театров, рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов.
В кино Ришар дебютировал в 1958 году в эпизодической роли в фильме «Монпарнас 19». Однако некоторые биографы считают, что настоящим дебютом Ришара на большом экране стала комедия «Трое по имени Генри» (1962). В фильме «Идиот в Париже» (1967) окончательно «устаканивается» основной кинообраз актера, а в 1968 году режиссер Ив Робер приглашает его для съемок в фильме «Блаженный Александр». Но знаменитым Ришар проснулся после фильма Робера «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972) – неудивительно, что эпопею решено было продолжить. Через два года последовало «Возвращение высокого блондина».
В 1974 году комик впервые снялся у кинорежиссера-комедиографа, обладателя двух премий «Сезар» Клода Зиди в фильме «Он начинает сердиться» («Горчица бьет в нос»), в 1975 году вместе с Джейн Биркин сыграл в его ленте «Не упускай из виду».
В 1976 году Ришар снялся в фильме «Игрушка» Франсиса Вебера. Кстати, в основу фильма легли реальные события: Вебер однажды увидел в магазине, как одна богатая семья выбирала своему ребенку игрушку. Родители так хотели порадовать свое чадо, что готовы были даже «купить» продавца. А сам Ришар признавался: после этого фильма, где он сыграл журналиста, он стал с пониманием относиться к представителям этой профессии. «Мой герой являлся репортером и вынужден был подчиняться воле главного редактора, хотя это и разрушало его собственное «я», – говорил он в интервью.
Спустя пять лет в фильме того же Вебера «Невезучие» родился знаменитый комический дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье, принесший рекордные кассовые сборы. Вебер решил задействовать дуэт еще в двух лентах – «Папаши» и «Беглецы». В 2015 году, спустя почти 30 лет, актерский дуэт воссоединился в фильме «Агафья», снятого по мотивам рассказов А. П. Чехова.
Фото: imago images / United Archives, TASS
У Жерара Ури – создателя «Разини» и «Большой прогулки» – Ришар сыграл в картинах «Побег» и «Укол зонтиком». В 1980-1990-х годах снялся в главных ролях в комедиях «Налево от лифта» (1988), «Добро пожаловать на палубу» (1990), «Мечтать не вредно» (1991), «Старая каналья» (1992), «Психи на воле» (1993). Он также сыграл главные роли в драме «Партия в шахматы» (1994) и историческом фильме «Супружеская любовь» (1997). В 1996 году Ришар снялся в фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе в политическом комедийном фарсе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» и был удостоен приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Карловых Варах. И в том же 1996 снова начал играть в театре.
В 2000-х годах Пьер Ришар исполнил главные роли в фильмах «Без семьи» (2000), «Робинзон Крузо» (2003), «Когда нас не станет» (2004), «Все вместе» (2011), российском сериале «Парижане» (2006) и российской киноленте «Продавец игрушек» (2013) и др.
Но какому актеру не хочется попробовать свои силы в режиссуре? Ришар – не исключение (в его послужном списке как режиссера – 7 фильмов), и помог ему в этом все тот же Робер. Так родился первый фильм Ришара-режиссера «Рассеянный» (1970), затем последовали «Несчастья Альфреда», «Я робкий, но я лечусь». Позже Ришар даже основал собственную компанию «Фиделин фильм», занимавшуюся производством и прокатом фильмов, а также выпуском пластинок с песнями самого основателя компании. В 1988 году на Х фестивале Нового Латиноамериканского кино Ришар представил свой документальный фильм «Расскажите мне о Че», снятый им на Кубе и вызвавший большой резонанс. В фильм вошли воспоминания людей, близко знавших кубинского революционера Эрнесто Че Гевару, и кадры кинохроники, на которых он был запечатлен. В 1991 году на экраны вышел фильм Ришара «Мечтать не вредно», в 1997 году - комедия «Головой об стену».
На этом творческие достижения Ришара не исчерпываются: он еще и писатель. Весной 2015 года 80-летний Пьер Ришар выпустил в парижском издательстве «Фламмарион» свои 300-страничные мемуары, которые назвал, как и свой фильм 1973 года, «Я ничего не знаю, но все скажу». Кроме того, он – автор книг «Маленький блондин в большом парке» (1989), «Как рыба без воды» (2003), «Почтовые привилегии» (2008) и нескольких сказок для детей. Ришар также написал сценарии к 12 картинам («Он начинает сердиться», «Психи на воле» и прочим), был продюсером двух фильмов – «Папаши» и «Как снег на голову».
В общем, в своей жизни Пьер Ришар, похоже, уже сделал все, о чем только может мечтать творческий человек – но при этом полон планов на будущее. Недавно снимался в фильмах в Марокко и в Италии, рассчитывает привезти в Россию новый спектакль, в котором исполняет роль вместе с Матильдой Мэй. И не только в Россию: с этой постановкой Ришар хочет объехать весь мир.
О женщинах и о жизни
Официальных браков у знаменитого комика вдвое меньше, чем ему приписывают – всего два, двое сыновей (оба музыканты), есть внуки. Ришар был женат на танцовщице «Гранд Опера» Даниэль Минаццоли, расстался с ней «без скандалов» – «так сложилась жизнь».
Еще его постоянно спрашивают про друга Депардье. Правда ли, что они как-то подрались на съемочной площадке, собираются ли они сниматься вместе в новых фильмах, не хочет ли он последовать примеру друга и получить российское гражданство…На все эти вопросы ответ отрицательный: мол, Россию можно любить и без гражданства, а вместе они снимаются теперь редко – «так лучше для моей нервной системы». Но при этом дружбой с Депардье Пьер Ришар очень гордится. «Я очень его люблю, не всегда с ним согласен, но мы останемся друзьями до конца наших жизней», – говорит он. И, хотя Жерар – человек «слишком эмоциональный», некоторым импульсивность к лицу, считает актер.
Кстати, их с Депардье связывает еще одна общая черта: способность наплевать на формальности и заснуть там, где приспичило. Например, Ришар один раз уснул прямо во время спектакля на сцене, и разбудить его не могли довольно долго. Зрители так и не поняли, что все это произошло на самом деле, а вот актера после этого инцидента вызвали в дирекцию театра и чуть не уволили. Депардье в этом смысле точно такой же: поговаривают, что как-то раз он заснул на съемочной площадке, поскольку был пьян, но друг это отрицает. «Он просто не выспался, устал», – со смехом рассказывал об этом Пьер Ришар.
Фото: Татьяна Константинова, МТРК «Мир»
К слову, тема выпивки звучала в одном из интервью Ришара и в контексте его визитов в Россию. Актер удивлялся тому, что, на самом деле, русские пьют вовсе не так много, как про них рассказывают. Но поразили россияне не только этим, но и открытостью, добродушием и щедростью. Пели Ришару песни, дарили собственноручно связанные вещи. Все это тронуло актера до глубины души. А еще он очень любит Булгакова и мечтает сыграть Шарикова, который «гораздо честнее, чем каждый из людей, которые его окружают». В очередной раз в любви к России актер признался совсем недавно, на II кинофестивале популярных киножанров «Хрустальный Источникъ» в Ессентуках.
Эксцентричен ли Пьер Ришар? Безусловно. Жил на барже, на Сене, почти десять лет – потому что так захотелось. И не понимает, почему его переезд так активно обсуждался в СМИ. Мол, он ведь не указывает другим людям, где им жить и что делать, и сам живет так, как удобно ему.
Перед дедом, чьи ожидания якобы не оправдались, вины не чувствует. Говорит: если растишь из ребенка личность, не стоит удивляться его самостоятельности, тому, что он выберет занятие по душе, а не то, которое ему пытались навязать. К тому же, Ришар, по его словам, вырос именно таким, каким хотел видеть его дед – самостоятельным мужчиной, отвечающим за свои поступки.
Люди, знакомые с Пьером лично, поражаются тому, как молодо он выглядит. Но это наследственное, объясняет он: мать актера в 90 лет водила спортивную машину, лично толкала ее, чтобы завести, и запрыгивала в нее уже на ходу. Могла в те же 90 лет сесть на шпагат. «Формула молодости» передается по крови, шутит Ришар. Второй секрет проще. «Я стараюсь сохранить в себе те удивление и восторг, которые испытывал от жизни, когда мне было восемь лет. Хотя иногда кажется, что мне по-прежнему восемь лет и есть», – признается великий комик. Есть и третий секрет: заниматься тем, что нравится.
В общем, Ришар – абсолютно счастливый человек, и с этим его тоже можно поздравить.