На этой неделе одному из немногих советских оскароносцев – режиссеру Владимиру Меньшову – исполнилось 80 лет. О дне взятия Бастилии страна узнала от Дяди Мити из «Любовь и голуби». Оттуда же ушла в народ фраза: «Эх, Вася!» И все это в разгар антиалкогольной кампании в СССР. Какие аргументы тогда нашел Меньшов – одному богу известно. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач поздравила юбиляра.
Москва – одна большая съемочная площадка в конце 70-х. Владимир Меньшов снимает кино о судьбах трех подруг, приехавших покорять столицу.
«Тогда уважающие себя режиссеры снимали картины про интеллигенцию, про ее страдания. Мне говорили: что ты какую-то ерунду хочешь снимать», – вспоминает народный артист РСФСР Владимир Меньшов.
История про советскую золушку, которая встретила свою судьбу в электричке, не нравилась и актерам. Звезды первой величины сниматься не хотели. Алексея Баталова Меньшов еле уговорил, а Маргарита Терехова, Валентина Теличкина и Галина Польских наотрез отказались.
Тогда никто и представить не мог, что «Москва слезам не верит» - настоящий счастливый билет. В 80-м американская киноакадемия объявила картину лучшей зарубежной лентой.
«Там была такая команда: Куросава, Трюффо, венгерский режиссер, который тоже получил потом «Оскара». Это была очень мощная команда и аутсайдер совершенно четко был. Когда выяснилось, что это я – это было зрелище», – добавил Владимир Меньшов.
А секрет был прост: Запад впервые увидел, как живут советские люди. Пустые банки в магазинах, югославские стенки и предел мечтаний «Жигули». Американский президент Рональд Рейган перед встречей с Горбачевым пересматривал картину дважды, пытаясь понять загадочную русскую душу.
Дух общежитий Меньшову знаком хорошо, ведь он такой же провинциал. Родился и первые восемь лет жизни провел на берегу Каспийского моря в солнечном Баку.
«Это был очень дружный, добрый город, пахнущий морем, фруктами и овощами. Все квартиры выходили на веранды, идущие вдоль дома, поэтому легко было забежать в гости к десяти друзьям, потом пойти во двор, который казался бесконечно большим», – рассказал Меньшов.
«Мы нашли его дом и счастливей него я давно не видел человека. Он трогал перила лестниц и балконов. Он стал взбегать по лестницам, и я бежал за ним», – признался народный артист Азербайджана Вагиф Бехбуд оглы Мустафаев.
Потом семья переехала в Архангельск, туда перевели отца моряка. Красоту первозданной природы севера Меньшов показал в своем фильме «Любовь и голуби». И снова в центре сюжета простой человек с его нравами и привычками. В разгар очередной антиалкогольной кампании картина не очень нравилась Госкино. Искусству кино Меньшов учился почти десять лет во ВГИКе у самого Михаила Ромма, а до этого в школе-студии МХАТ. Там он встретил свою будущую жену – Веру Алентову, с которой они вместе больше полувека.
Непростой характер Меньшова - испытание для коллег. Актер Валерий Гаркалин даже комплексовал на съемках «Ширли-мырли»: думал, что режиссер недоволен его игрой.
Меньшов считает себя больше режиссером, чем актером. Статистика говорит обратное: снял всего восемь фильмов, а снялся в почти сотне. И все роли словно написаны под него. В самых первых он – простодушный работяга и колхозник. В ролях последних лет – требовательный и строгий политработник, начальник зоны, и наконец, маршал Победы.
«Он не боится высказать свою мысль открыто. И, видимо, этот внутренний стержень и в роли тоже проявился. Потому что нужно было жесткость проявлять. Там что ни сцена у него, он очень жестко отчитывает кого-то, арестовывает», – рассказал исполнитель роли адъютанта в фильме «Ликвидация» Алексей Жиров.
Меньшов признавался: между ролями в кино руки чешутся – так хочется чего-нибудь снять. Ждут новых фильмов и коллеги по цеху.
«Ты свистни, себя не заставлю я ждать – словами Бернса. Надеюсь, что когда он приступит к съемкам своей новой картины, я окажусь если не в центре кадра, то хотя бы где-то с краю», – признался Валерий Гаркалин.
Но пока Владимир Меньшов снял документальный фильм о родном ВГИКе. Уместить 100 лет истории в один час не получилось даже у него. Львиную долю хронометража отдал главной киноэпохе.
В съемках Меньшову помогают его студенты. Он мечтает, чтобы и они оставили свой след в истории кино. Мэтр не скрывает: в свою мастерскую старается набирать амбициозных ребят из глубинки. Таких же, каким был он сам.