Торжество компромиссов и особый вкус Ялтинской конференции
В преддверии 75-летия Победы российский президент Владимир Путин выступил с инициативой: постоянным членам Совета Безопасности ООН он предложил снова собраться в Ялте. По его мнению, новые вызовы миропорядка требуют новой ялтинской встречи лидеров мировых держав. О том, как проходила та историческая встреча 75 лет назад, – корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Дед Сергея Алиханова был личным поваром товарища Сталина. Александр Яковлевич Егнаташвили дослужился до звания комиссара госбезопасности. В начале карьеры работал в доме отдыха в Форосе, поэтому за организацию Ялтинской конференции отвечал лично.
«Литерными поездами туда поехали и официанты, и вся сервировка кремлевская: сотейники, посуда, фарфор. Вот это все великолепие было доставлено в Ялту. Было всего 23 дня от приказа до конференции. И он за 18 дней все это организовал», – рассказал внук Александра Егнаташвили Сергей Алиханов.
Зная вкусы вождя народов, Александр Егнаташвили отвечал и за меню. Угощения были самыми изысканными.
«Кавказские блюда, они делались по особому рецепту. Ягненок не должен был кушать ничего, кроме молока матери. Каждого ягненка отбирали офицеры. Там были и армянские коньяки», – добавил Сергей Алиханов.
В Армении сохранили вкус ялтинской конференции. Он пятидесятиградусный, десятилетней выдержки. По воспоминаниям участников встречи, тогда пришелся всем по вкусу.
«Это особый купаж, который в 1945 году был создан для Ялтинской конференции. И он был утвержден как официальный напиток», – отметила экскурсовод Ани Меликсетян.
Это была действительно встреча на высшем уровне. В кратчайшие сроки Ливадийский, Воронцовский и Юсуповский дворцы отремонтировали. Из московских гостиниц привезли мебель.
За восемь дней саммита стороны пришли к соглашению о репарациях, о вступлении СССР в войну против Японии. Лидеры «большой тройки» определили политическое устройство Югославии и Греции. Утвердили границы Польши. Договорились о проведении в Европе после Победы свободных выборов.
«Это было легитимно, потому что легитимность рождалась в условиях тяжелой кровопролитной войны. И как бы мы не относились к решениям Ялты, других источников легитимности кроме победителей Гитлера не существовало», – отметил главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков.
Под сводами Ливадийского дворца Рузвельт, Сталин и Черчилль пришли к соглашению о принципах безоговорочной капитуляции Германии, разделении ее на оккупационные зоны, а вот будущее страны каждый видел по-своему.
«Американцы хотели на две страны разделить, англичане на три. Мы настояли, что она сохранится целиком. Во-вторых, она будет нейтральная и демилитаризированная», – сказал доктор исторических наук Юрий Жуков.
Если прилетели гости в Крым вместе, то разъезжались по отдельности. Первым полуостров покинул Франклин Рузвельт.
«Рузвельт шутил, что ему так нравится в Крыму, что он даже хотел бы поселиться здесь после войны. Он даже дал Сталину несколько советов о том, какие лучше сажать деревья», – сказал Найджел Хамильтон.
Уинстон Черчилль задержался. По дороге он заехал в Севастополь посмотреть на памятники Крымской войны и посетить могилу деда – герцога Мальборо, который погиб в битве под Балаклавой. По мнению многих историков, перспектива побывать в этих места сделала британского премьера более сговорчивым на переговорах.