Ровно 40 лет назад, 11 февраля 1980 года, впервые был показан по телевидению легендарный советский фильм «Москва слезам не верит». Премьера состоялась чуть раньше, в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звездный». За первый год проката картину увидело рекордное число зрителей: целых 90 миллионов. Она стала второй по результатам годового проката среди всех советских фильмов (обогнал ее только супербоевик «Пираты XX века»). Да и сейчас «Москва слезам не верит» входит в число самых любимых фильмов за всю историю советского кинематографа. Кинолента давно уже разошлась на цитаты, которые стали своего рода национальным опознавательным кодом.
В 1980 году фильм горячо приняли не только в нашей стране. Несмотря на разгар холодной войны, его включили в свою программу зарубежные кинофестивали, а годом позже Американская киноакадемия наградила картину «Оскаром», посчитав ее лучшей лентой года, снятой на иностранном языке. Ее купили иностранные прокатчики более чем в ста странах мира.
В честь юбилея любимой киноленты «МИР 24» рассказывает, как она снималась и как выглядела до встречи с советской киноцензурой.
В чем секрет успеха фильма
Многие до сих пор ломают голову над тем, почему «выстрелил» фильм «Москва слезам не верит». Ведь его успех был огромным. Критики часто высказывают мнение, что все дело в сказке: той самой, к которой так тянется душа каждого человека с самого детства. Ведь именно по классическим канонам сказки строится повествование в фильме «Москве слезам не верит».
Главные героини, приехавшие из глубинки покорять Москву, выбирают себе жизненную дорогу. Антонина – прямую и понятную, хоть и скучноватую. Людмила – кривую и обманную, с интригами, взлетами и падениями. Катерина – трудную и полную преодолений. (Прямо пойдешь – счастье найдешь, направо – коня потеряешь, налево – сам погибнешь, помните?). По мнению советских кинокритиков, успех фильма заключается в том, что он отсылает нас в прекрасный и таинственный мир сказки, где добро побеждает зло, и все получают то, что заслуживают.
Но зрители, которые смотрели картину несколько раз, с удивлением говорят, что фильм нравится каждый раз по разным причинам. То самым важным оказывается чувство юмора, то романтическая линия, то виртуозно воспроизведенная атмосфера эпохи. К тому же фильм предлагает целый ряд возможных интерпретаций.
А еще судьба героев фильма в чем-то близка создателям фильма, в том числе режиссеру фильма Владимиру Меньшову и его жене, исполнительнице главной роли – Вере Алентовой. Оба они приехали покорять Москву из глубинки. Она – из Барнаула, он – из Астрахани. До института оба успели попробовать себя на самых тяжелых работах.
Когда Меньшов и Алентова уже окончили Школу-студию МХАТа и поженились, им не удалось получить даже общую комнату, и каждый жил в своем общежитии. С деньгами было настолько туго, что этот период запомнился им надолго. Когда у пары родилась дочь Юлия, Владимир Меньшов даже пошел работать в ночную смену в булочную, чтобы прокормить семью. Так что создатели фильма снимали кино отчасти и о том, что они сами пережили и что было понятно и знакомо огромному количеству советских людей.
А вот в Голливуде фильм оценили совсем по другой причине. Там увидели в главной героине воплощение американской мечты – self made woman – женщину, которая сама смогла подняться из самых низов, сделать карьеру и добиться успеха в жизни. Представительницы самых разных стран и народов умудрялись отождествлять себя с героинями этой киноленты.
Неинтересный сценарий
Тем не менее у этого фильма трудная судьба. Он мог вовсе не появиться на свет. Началось все с того, что сценарий для него был написан всего за несколько дней: специально для конкурса сценариев о Москве. Его автор, сценарист Валентин Черных, работавший тогда режиссером телевизионной программы «Время», наскоро сделал этот сценарий из своей повести «Дважды солгавшая», которую он задумал, да так и не дописал. Сценарий занял на конкурсе 3-е место и был куплен «Мосфильмом». Снять фильм по нему предложили начинающему режиссеру Владимиру Меньшову, который успел выпустить до того всего один фильм «Розыгрыш».
В результате всех этих терзаний Меньшов сам взялся дорабатывать сценарий и так увлекся, что решил: фильму быть.
Фильм мог бы навсегда остаться на полках «Мосфильма»
Впрочем, обвинения в слезливой сентиментальности преследовали фильм все время. Многие знаменитые актеры отказывались сниматься в нем, считая сценарий безвкусным. А худсовет не хотел выпускать готовый фильм на большой экран, сочтя некоторые сцены слишком откровенными. О фильме чиновники отозвались как о дешевом продукте, который эксплуатирует низменные чувства зрителей. Так что лента запросто могла остаться пылиться на полках «Мосфильма» до наших дней.
Кто мог сыграть главную героиню и ее подружек
Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, Галина Польских – именно так могла выглядеть тройка героинь фильма, провинциальных подружек, которые приехали покорять Москву. Так представлял себе актерский состав Владимир Меньшов. Были и другие кандидатуры. Но актрисы отказывались от ролей одна за другой.
Отчаявшийся режиссер решил попробовать снять свою жену. Он подошел к ее кандидатуре максимально строго: чтобы его не заподозрили в «кумовстве», отправил Веру Алентову на пробы. Худсовет безоговорочно утвердил актрису на роль. Но Меньшов и потом во время съемок предъявлял к жене более высокие требования, чем к другим актрисам.
Муравьева сразу же согласилась и играла с полной самоотдачей. Но значительная часть отснятого материала с ее участием была вырезана из фильма, и в результате остались именно те сцены, в которых она категорически себе не нравилась. Утонченная и интеллигентная Муравьева чуть не плакала, посмотрев итоговый вариант фильма. Она говорила, что ее экранная героиня воплощает все то, что сама актриса ненавидит в людях. «Когда я увидела картину впервые, буквально разрыдалась от стыда. Думала: как же меня угораздило сыграть такую расчетливую и беспринципную стерву?!» – рассказывала много позже Ирина Муравьева. Только спустя время, когда множество зрителей и коллег стали подходить к ней со словами благодарности и восхищения, она решилась посмотреть картину во второй раз и немного утешилась.
Гоша, он же Гога, он же Жора
Не меньше обид и отказов было и среди актеров-мужчин. Так, предложение сыграть роль женатого любовника Катерины с возмущением отверг Вячеслав Тихонов, сказав, что эта эпизодическая роль его унижает. А вот Олег Табаков с готовностью взялся за нее, несмотря на то, что был, как и Маргарита Терехова, занят в съемках фильма про мушкетеров.
Другая роль – ловеласа Рудольфа, который совратил главную героиню и бросил ее беременную – досталась Юрию Васильеву. Он сыграл ее так подлинно, что после этой роли за актером даже закрепилась слава самоуверенного негодяя и донжуана. Хотя в жизни он был полной противоположностью своему экранному персонажу: прекрасный семьянин, добрый, верный и отзывчивый.
Актер Александр Фатюшин, сыгравший роль хоккеиста Гурина, сначала пробовался на роль Николая. Но позже признавался, что очень полюбил своего героя. Правда, актер очень жалел, что много снятого материала с его участием не вошло в окончательный вариант картины.
Позже режиссер рассказывал, что у него «мелькнула сумасшедшая мысль: а почему бы не Баталов?». Хотя актер не подходил по возрасту: Меньшов искал ровесника своей 37-летней жены, а Алексею Баталову тогда было уже под пятьдесят. Но Вера Алентова была в восторге, ведь это был один из ее любимых актеров. Правда, поначалу и Баталов хотел от роли отказаться, но через пару дней он позвонил Меньшову и сказал, что перечитал сценарий и хочет попробовать. В результате его утвердили без проб.
«У нас секса нет», или Какие сцены были вырезаны
Владимир Меньшов очень сожалел, что худсовет запретил некоторые постельные сцены и сильно урезал другие. Так, много короче стала сцена совращения Катерины в первой серии. И почти ничего не осталось от постельной сцены главной героини и ее женатого любовника в исполнении Олега Табакова.
Стали короче и все другие нескромные сцены. Например, в начале второй серии, когда главная героиня принимает утренний душ, а ее очаровательная дочь в исполнении юной Натальи Вавиловой, повернувшись к зрителю спиной, пританцовывает в одних трусиках, слушая через наушники музыку.
В целом фильм стал короче на целый час. Так, из окончательной версии целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. Мы видим, как Людмила изобретательно ищет престижного мужа, а потом – как она остается «у разбитого корыта». Но в первой версии фильма были и счастливые Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. А рядом – влюбленная и счастливая – улыбалась в камеры Людмила в каракулевой шубке. Но счастливых лет жизни этих героев мы так и не увидели, а жаль.
И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. Вот что вспоминал Алексей Баталов: «В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик». Остается только догадываться, насколько хорош был бы любимый фильм, если бы его не «порезали» чиновники советской киноцензуры.