Без этого предмета сложно представить традиционную казахскую юрту. Сундук испокон веков заменял нашим предкам многие предметы интерьера. Он исполнял роль стула, стола, шкафа и даже кровати. В сундуке хранили одежду и обувь, посуду и еду, документы и драгоценности. Выдавая дочерей замуж, родители готовили ей приданое и сундук для него. По его отделке судили о благосостоянии рода. Сундуки перевозили с собой при кочевке и передавали по наследству из поколения в поколение.
История этого предмета имеет глубокие корни. Сундук даже обнаружили в захоронении фараона Тутанхамона в Древнем Египте, считается, что от египтян эти деревянные изделия перешли в Древнюю Грецию и Рим. Итальянцы называли их «кассоне», а древние римляне – «арок». В раннее Средневековье племена кочевников-завоевателей распространили сундуки (от тюркского – сандык) на полмира: по всей Европе и Азии. Впоследствии, кстати, кочевые племена, заменив при изготовлении сандыка дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Сундук ставили на бок, прикрепляли к нему ящики и превращали в буфеты, комоды и шкафы, украшали росписями, дорогими тканями, инкрустациями и трансформировали в современные софу и диван. Но при всем этом сундук продолжает существовать и в своем первозданном виде. Причем в последние годы популярность этого предмета интерьера заметно выросла.
Несмотря на многофункциональность сундука, его главное предназначение – хранить вещи. В зависимости от того, что хранилось внутри, сундуки у казахов делились на виды. Жаглан (жағылан) – один из древних видов сундука для одежды и ювелирных изделий, был широко распространен в ХVІІІ-ХІХ веках. Он, как правило, обтягивался кожей и украшался резными орнаментами. В нем собирали приданое для девушки. После замужества она брала его с собой как частичку своего рода. В кебеже хранили продукты питания. Мастер изготавливал его с особой тщательностью, чтобы туда не пробрались грызуны или насекомые. Проверяли такие сундуки, наливая внутрь воду, и если нигде не протекало, то работу принимали. А маленький шай сандық использовался для сладостей и чая. Жүк сандық был одним из самых больших – в нем хранили кошму и одеяла. Также есть абдре (әбдәре, абдыра) – большой сундук для хранения вещей. Лицевую часть сундука украшают железные пряжки. По предположению этнографов, само слово «абдыра» произошло от турецкого «абық», «абыт» – скрывать, прятать что-то.
Мастера изготавливали сундук из березы, черной ивы, дуба. Готовую вещь отделывали резными узорами и украшали драгоценными камнями. Крышка крепилась к корпусу на железных петлях – вертлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук.
«В доме, где растет дочь, родители заблаговременного собирают в нем приданое. Казахи говорят: «Сандык – кыздын бакыты» – «сундук – счастье дочери», и она принесет его в новый дом. Завидной невестой считалась та, чье приданое хранится в сундуках или сундуке. А у детей сундук формирует интерес к своей семье и традициям», – говорит алматинец Ахилл Кадыров. Мастер уже больше 20 лет занимается работой по дереву. Начинал с изготовления мебели, а потом появилось желание перейти к работе более творческой. Свой первый сундук Ахилл изготовил как раз в приданое дочери. Украшал чеканкой по мотивам известного казахстанского художника Евгения Сидоркина. Этот сундук и сейчас стоит на почетном месте в ее доме. Без аналогичного колоритного приданого не осталась потом и вторая дочь.
«Сама технология изготовления сундука не сложная. Но вот сделать его красивым и эксклюзивным сможет далеко не каждый. Интерес к национальному сейчас очень вырос, причем много заказов поступает не только от наших соотечественников-казахов, но и из-за рубежа», – делится Ахилл. Он уже отправлял свои сундуки в Англию, Францию, Чехию, Соединенные Штаты, Турцию. Немало заказов поступает и из Чечни, Ингушетии и т.д. В месяц в его творческой студии могут изготовить до 10 сундуков.
«Сейчас очень много возможностей, чтобы придать сундуку эффект старины. Используется чеканка, эпоксидная смола, есть специальные краски, которые помогают подчеркивать красивую фактуру дерева и металла. При желании можно создать имитацию ржавчины или очень богатого дорогого дерева, которое много лет пролежало под водой, – рассказывает мастер. – Для основы я обычно использую дуб или ясень, это твердые сорта, которые не только красивы, но и долговечны. Но были и необычные заказы, к примеру, из африканского красного дерева. Некоторые просят отделку натуральной кожей с тиснением под кожу крокодила или страуса».
Желая выделиться, наши предки отделывали сундуки не только резными узорами из латуни, но и, используя различные методы ювелирного ремесла, украшали его золотом, серебром, драгоценными камнями. В северных, центральных и восточных регионах чаще украшали разноцветными металлами, а на юге и западе сундук преимущественно расписывали краской, наносили орнамент. Росписью сундуков, к слову, занимаются и обе дочери Ахилла, одна из которых профессиональная художница, вторая – фотограф.
«Стоимость сундука зависит от заказа. В среднем цена идет от 600 долларов. Сундук можно сделать, к примеру, из бюджетной сосны, но это мягкая и рыхлая порода, которую можно чуть ли не ногтем поцарапать. А бывает, наоборот, богатые заказчики, которые просят отделку из серебра. Но тогда его стоимость может превысить 10 тысяч долларов» – говорит Ахилл.
Все чаще поступают просьбы использовать в украшении сундука родовые знаки – тамга. Размеры изготавливаются в основном стандартные, чтобы сверху можно было разместить корпе (национальные подушки): 1 метр – длина, 52 см – ширина и 60 см – высота. Иногда сундуки делают набором, один меньше другого в среднем на 10 см.
И, конечно же, обязательный атрибут казахского сундука – это замочек. Он отвечает за сохранность содержимого. Теоретически его можно сделать любым, даже кодовым, как на сейфе, но ведь сундук – это наша память и история, поэтому замки делают навесные, как когда-то у бабушки. Чтобы можно было не просто запереть красивый сундук, а сохранить в нем самое ценное, чтобы об истории семьи помнили и ваши внуки, и правнуки.