Экологическая катастрофа: как в Норильске устраняют последствия разлива топлива
93% россиян поддерживают так называемую «экологическую поправку» в Конституции. Норма обязывает сохранять природные богатства и создавать комфортную среду для жизни. Так что принцип «после нас хоть потоп» должен уйти в прошлое. Об этом Путин напомнил руководству «Норильского никеля» и чиновникам Красноярского края. Повод серьезный – ЧП федерального масштаба, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
На снимке из космоса – река Амбарная. Ярко-красная артерия на теле Земли. Разливу горючего в Красноярском крае сначала не придали особого значения. Устранять аварию начали спустя два дня, оценив масштаб трагедии по роликам из интернета.
Этот вопрос Путин адресовал Сергею Липину, главе НТЭК – дочерней компании «Норильского никеля». На ее территории 29 мая пролилось 20 тысяч тонн солярки – это 350 железнодорожных цистерн. Президент объявил режим ЧС федерального масштаба. В зону бедствия срочно вылетел отряд морской спасательной службы из Мурманска и еще сотня спасателей из Новосибирска.
По оценке экологов, в реки Далдыкан и Амбарная попало 15 тысяч тонн горючего. Общая площадь загрязнения – 18 гектаров, это примерно 15 футбольных полей. На водоемах установили плавучие заграждения. Спасатели откачивают топливо практически вручную. К зыбким берегам мелководных рек тяжелая техника подойти не может.
Еще шесть тысяч тонн солярки осело в почве. Грунт пропитался ей на полтора метра. Зараженный слой снимают и вывозят во временное хранилище. Утилизировать собранное горючее обещают безопасным способом.
«Вопросы сжигания мы не рассматриваем. Мы находимся в Арктической зоне и считаем, что применение иных методов: с использованием реагентов, биологической рекультивации, с использованием понижения класса опасности как нефтепродуктов, собранных сводной акватории, так и загрязненного грунта, который мы также контролируем (его рекультивацию), будет, наверное, наиболее оптимальным», – сказала глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
В День защиты окружающей среды на связи с президентом и глава «Норникеля». У Владимира Потанина настроение не очень. Только за один день богатейший человек страны обеднел на 1,5 миллиарда долларов. Акции «Норильского никеля» после утечки солярки резко пошли вниз. Еще и ущерб от аварии надо компенсировать.
Злополучную емкость для солярки построили 35 лет назад. Ее давно пора было отправить на заслуженный отдых и заменить на более современное и безопасное хранилище. Но, по мнению владельцев резервуара, во всем виновато глобальное потепление.
Проблемой просадки грунта в условиях вечной мерзлоты еще в 1930-х годах заинтересовался геолог и инженер Михаил Ким. Он был заключенным Норильлага и одним из первых строителей завода на месторождении медно-никелевых руд. Это Ким придумал ставить все сооружения на сваи, таким образом они не могли нагревать землю и никаких просадок не случалось.
О глобальном потеплении Ким, конечно, тогда не думал. Но благодаря его методу Норильск в 1969-м даже стал лидером жилищного строительства во всем Союзе, а Никелевый завод – промышленным гигантом с мировым именем. Рабочие со всей страны ехали туда за комфортным жильем и высокими заработками. Так было до перестройки.
В 1990-х у компании появились убытки и долги по зарплате. Приватизация исправила положение. В 1995-м по указу президента «Норникель» в числе других крупных корпораций выставили на залоговый аукцион. Правда, торгов, как таковых, не получилось. Владимир Потанин и Михаил Прохоров оказались единственными претендентами на контрольный пакет акций. Его продали по цене, которую менеджеры «Интерроса» посчитали справедливой – 270 миллионов долларов.
Сегодня компания стоит уже 48 миллиардов долларов. А личное состояние владельца Владимира Потанина – почти 20 миллиардов. Это и имел в виду президент, говоря о своевременной замене емкости. Ее стоимость по сравнению с доходами компании ничтожна.
Сегодня «Норникель» – крупнейший в стране и мире производитель драгоценных и цветных металлов. Его подземные рудники в 7,5 раз длиннее московского метрополитена. Норильскому гиганту принадлежит 40% мировой добычи палладия и по 10% никеля и платины. По признанию Потанина, в его компании самая низкая себестоимость никеля в мире. Выручка от продажи металлов многократно покрывает все затраты на производство.
В прошлом году «Норильский никель» вошел в топ самых процветающих частных компаний по версии Forbes. Правда, по состоянию инфраструктуры и города этого не скажешь. Жилой фонд обветшал, передовые когда-то технологии устарели. К давно известному в Арктике явлению – растеплению мерзлоты – богатейшее предприятие оказалось не готово.
Утечка солярки стала крупнейшей экологической катастрофой в Арктике со времен аварии танкера Exxon Valdez на Аляске. Тогда в 1989-м в море вытекло 36 тысяч тонн нефти. Ее остатки до сих пор находят на побережье. Солярка, говорят экологи, для природы еще хуже. Некоторые компоненты хорошо растворяются в воде, отравляя все живое.
Собрать разлившееся горючее спасатели планируют за две недели. На восстановление экосистемы местных озер и рек, по мнению экологов, уйдут десятки лет.