Деньги «с неба»: что такое базовый доход и что он сделает с экономикой?
В Германии начали раздавать деньги просто так – точнее, в качестве эксперимента: ученые намерены понять, как ведут себя люди, которым не приходится думать о заработке на жизнь. 120 человек, выбранных исследователями, станут в течение трех лет получать ежемесячно по 1433 евро (более 124 тысяч рублей) без выполнения какой-либо работы. Эксперимент продлится три года: это совместный проект нескольких университетов, который финансируется за счет частных пожертвований.
Как рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» эксперт в области экспериментальной и поведенческой экономики, старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Ксения Паниди, споры о том, к чему приведет введение безусловного базового дохода, уже несколько лет идут в разных странах.
«Идея состоит в том, что от введения базового дохода можно получить определенные социальные выгоды на уровне общества в целом, – говорит эксперт. – В первую очередь это касается проблемы роботизации. Кроме того, многие люди работают совсем не там, где они хотели бы. Работа не соответствует их предпочтениям, и это тоже может иметь негативный эффект, в том числе экономический: нелюбимую работу человек делает некачественно. У таких людей снижается их удовлетворенность жизнью. Есть надежда, что базовый доход даст людям возможность найти себе занятие по душе».
Все пустят на ветер или создадут нечто великое?
В ходе исследования, начавшегося в Германии, контролировать расходы участников эксперимента не будут – специалисты лишь начнут отслеживать изменения в их поведении. Для сравнения исследователи будут также наблюдать за другой группой из 1380 человек, которым деньги выдаваться не будут. Не следует сравнивать эти эксперименты с антикризисными мерами российского правительства.
«Предложения по «раздаче денег просто так» в России обсуждались как антикризисная мера, призванная поддержать благосостояние и спрос населения в условиях пандемии и карантина, когда доходы населения падают в силу сокращения деловой активности, – сказал в интервью «МИР 24» старший научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики Высшей Школы Экономики Алексей Белянин.
По словам эксперта, базовый доход – это тоже безусловная выплата, но мотивация иная: позволить человеку не в кризисное, а в обычное время не думать о куске хлеба, а заняться тем, что ему действительно по душе.
«Доказано, что это приводит к снижению стресса и повышает субъективное благосостояние в краткосрочной перспективе, в долгосрочной же может привести к перераспределению людей по тем видам занятости, которые в наибольшей степени соответствуют их собственным склонностям, что хорошо для экономики в целом, – говорит Алексей Белянин. – С другой стороны, естественны опасения, что люди, получающие безусловный базовый доход, просто проедят и пропьют эти деньги, не создав ничего полезного для себя и общества».
Именно такой точки зрения придерживается экономист, финансовый аналитик, Первый вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский. По его мнению, если всем людям обеспечить относительно высокий безусловный доход, то произойдет стагнация экономики.
Так ли это, предстоит выяснить исследователям из Германии. До сих пор подобные исследования проводились лишь в течение очень короткого времени, поскольку введение базового дохода для широкой прослойки людей было бы очень затратным делом. И до сих пор ни одно государство не решилось на такое, хотя попытки провести подобные эксперименты были и в Финляндии, и в Швейцарии.
«Плюс новых исследований в том, что они полевые, то есть измеряют реальное поведение людей, – говорит Алексей Белянин. – Анкетные опросы в этом смысле менее убедительны: люди лишь сообщают свои предпочтения, но это не означает, что они так и будут действовать. Тем не менее, по анкетным данным такие измерения делались в разных странах, в том числе у нас. Мы делали такую работу в 2016 году, сравнивая заявленные предпочтения россиян (москвичей) и швейцарцев – и оказалось, что предпочтения практически одинаковы.
Тем не менее даже изученные эффекты уже обнадеживают.
«Например, мы знаем что дети, живущие в семьях, которые получают базовый доход, действительно имеют более высокое здоровье и меньше склонны к разнообразным зависимостям, включая наркотики и алкоголь, – говорит Ксения Паниди. – И это объяснимо: ведь в семьях, где постоянно есть финансовые проблемы, дети вырастают с более высоким уровнем тревожности и с бо́льшим риском депрессивных состояний. Исследования показали, что мозг ребенка, который развивается в состоянии постоянного хронического стресса, отличается от мозга человека, который рос в здоровых и спокойных условиях. Поэтому ученые надеются, что эффект от введения базового дохода будет распространяться на несколько поколений».
Кроме того, по словам эксперта, наличие базового дохода положительно сказывается на уровне образования. Есть исследование, которое показывает, что, если доход семьи повышается на 4000 долларов в год, то учащиеся получают еще один дополнительный год образования. Поэтому можно посчитать, какой примерно образовательный эффект мы можем получить от такого рода программы.
Ментальная бухгалтерия и другие риски бонусов
Есть и не настолько однозначные эффекты. Например, доступ к финансовым ресурсам приводит к тому, что изменяется структура питания. По словам Ксении Паниди, в разных группах это проявлялось по-разному. С одной стороны, из исследований мы знаем что дети, имевшие недостаточный вес, начинают питаться нормально. Но с другой стороны, в каких-то семьях дополнительные доходы переносят их из нормальной категории в категорию ожирения. Механизмы могут быть разные. Например, у детей появляется больше карманных денег, которые они могут тратить по своему усмотрению. И они их тратят не на то, что полезно, а на то, что более вкусно и привлекательно для них – на фастфуд и сладости. Поэтому и негативные эффекты на здоровье в определенных группах тоже есть. Но они зависят, скорее, от уровня дохода семьи, который существовал до введения безусловного дохода.
«Оказывается, что деньги, которые мы заработали сами, мы больше склонны тратить на нужные вещи, которые удовлетворят базовые потребности: на оплату жилья, медицинские услуги, поддержание здоровья, на питание – на все то, что нам необходимо, – говорит Ксения Паниди. – Но если человек получает некий дополнительный бонус, то он склонен тратить его совершенно по-другому: например, на то, что он не мог себе позволить раньше, на какие-то приятные вещи, которые не являются для него супер-необходимыми. Поэтому в начале программы введения базового дохода, пока люди не привыкнут к нему, они могут тратить эти деньги не на те цели, на которые государство изначально рассчитывает».
Кроме того, по словам эксперта, может возникнуть эффект, связанный с влиянием на рынок труда. Есть опасения, что введение базового дохода приведет к нежеланию некоторых людей работать. Возможно, что некоторые категории людей вовсе откажутся участвовать в рынке труда. Но предыдущие исследования говорят том, что этот эффект будет очень незначительным. Эксперимент ученых из Германии поможет выяснить, насколько эти опасения оправданы.