«Животный страх»: чем грозят человеку новые мутации коронавируса?
«Животный страх»
Из-за угрозы распространения COVID-19 Дания уничтожила 2,5 миллиона норок. Страх заразиться оказался сильнее милосердия: среди убитых в газовой камере животных, зараженных новой коронавирусной инфекцией, было немного, большая часть поголовья – здоровая. Власти планировали умертвить 17 миллионов особей – всех, находящихся на территории государства. Только после забастовки фермеров и критики мировой общественности «норочный геноцид», как назвали эту операцию – прекратился. Но ужас от угрозы распространения болезни на животных – остался.
«Нулевой пациент»
Домашние животные болеют коронавирусом давно, говорит ветеринарный врач Евгений Баханцов. Но он значительно отличается от инфекции, которая привела весь человеческий мир к пандемии. «Есть свои виды специфических инфекций, они называются коронавирусный гастроэнтерит, при нем поражается желудочно-кишечный тракт. У собак собачий, у кошек кошачий. И он не может заразить людей», – говорит врач.
Первый случай заражения домашнего животного именно COVID-19 был зафиксирован в Китае – там же, где появился первый пациент с новой инфекцией. Это произошло в феврале 2020 года. Тогда не повезло померанскому шпицу по кличке Бенни – он подхватил заразу. 17-летний пес даже был помещен на карантин. Но вскоре после выписки из ветеринарной клиники умер... Незадолго до инфицирования Бенни переболела его хозяйка. Специалисты предположили, что собака могла заразиться от женщины. Вскоре еще несколько домашних животных в Китае показали положительный тест на SARS-Cov-2.
Началась паника. Напуганные чуть ли не до смерти китайцы стали избавляться от домашних питомцев: подкидывали их в приюты, случалось, четвероногих друзей травили и даже просто выбрасывали из окон... Впрочем, многие все-таки встали за защиту своих кошек и собак – на прогулку выходили в защитных масках: одна для себя, другая для питомца. Тут же подтянулся бизнес – сумел заработать на панике: одна такая маска для собаки, например, стоила около 7 долларов США. Продажи резко взлетели вверх.
В апреле COVID-19 обнаружили у домашней кошки в Бельгии: симптомы у нее появились спустя неделю после того, как хозяин вернулся из Италии. Тогда же заболевание диагностировали и у тигрицы Нади в зоопарке Нью-Йорка. Причем ее соседи – львы и другие кошачьи – не заразились. Официально подтвержденный факт инфицирования был подтвержден и в России, говорит начальник управления ветеринарии Администрации Ленинградской области Леонид Кротов: «В Москве у животного, у домашней кошки, был зарегистрирован случай заболевания новой коронавирусной инфекцией при проведении диагностики методом ПЦР был установлен такой диагноз. Лечение было назначено симптоматическое». Ученые не сомневаются, что звери подхватили вирус от человека. Круг замкнулся.
Тигрица Надя – кашляла. Бельгийская домашняя кошка мучалась рвотой и диареей, у нее было затруднено дыхание. У собак симптомов не было вообще. Оказалось, говорит ветеринарный врач Евгений Баханцов, животные болеют новой коронавирусной инфекцией почти как люди. Чем старше питомец – тем тяжелее протекает болезнь. «Респираторный синдром у кошек возникает именно при СOVID-19 – такое у них тоже имеется. Это синдром, он имеет определенные свои симптомы. Не всегда они все будут присутствовать, но в большинстве своем это будет проявляться как кашель, чихание, выделения из глаз и носа», – говорит специалист.
«Норочий геноцид»
В июне 2020 в Дании был зарегистрирован первый случай инфицирования норок. Зараза распространялась быстро. Врач-эпизоотолог Светлана Щепеткина рассказывает: «Они начали заболевать и в Нидерландах, и в Италии, и в Испании, и в США, и в Дании, где зафиксирована четкая передача возбудителя от человека к норкам». А затем случилось то, чего все боялись, говорит датский инфекционист Андрес Фромсгаард: «Они изначально заразились от нас. Но в их организмах вирус мутировал, распространился среди популяции и вот в таком измененном виде передался обратно человеку».
В результате – более десятка датчан оказались с положительным тестом на COVID-19, среди них даже дети. Отсутствие исследований, которые помогли бы разобраться – к чему приведет мутация – толкнуло человека на жестокость. Датское правительство решило полностью уничтожить все поголовье пушистого зверька в стране. Как больных, так и здоровых. За расторопность фермерам предложили финансовую компенсацию. Условие – все животные будут убиты за неделю. Когда забили 2,5 миллиона особей – власти все-таки опомнились и остановились. Геноцид норок привел даже к отставке главы Минсельхоза Дании.
Причуды коронавируса
COVID-19 оказался избирательным убийцей. Он не трогает рыб и птиц. Только млекопитающих. Исследования показали – при умышленном инфицировании животных путем ввода возбудителя через нос, из подопытной группы кошек, хорьков, собак, кур, уток и свиней, заболели только первые два вида. Слабая реакция была у собак. Остальные не заразились. Ученые смоделировали ситуацию для 215 видов животных. В результате только 26 млекопитающих, регулярно контактирующих с человеком, оказались в группе риска: это животные-компаньоны, а еще овцы и человекообразные обезьяны.
Еще весной специалисты разработали тесты на COVID-19 для домашних животных. Они универсальные, сделаны на той же платформе, что и тесты для человека – в основе исследования полимеразная цепная реакция (ПЦР). Кровь «на антитела» у кошек и собак тоже берут. Вот только делать дорогостоящие анализы поголовно всем питомцам нет необходимости, считают ветеринары. Сегодня четвероногих тестируют пока только в научных целях. Сдать биоматериал на ковид в обычной ветклинике не получится. Если у домашнего любимца появились тревожные симптомы, говорит начальник управления ветеринарии Администрации Ленинградской области Леонид Кротов, действовать надо так же, как в случае инфицирования человека: «Животное должно быть изолировано, находиться в домашних условиях, не должно контактировать с другими животными и владелец также должен все меры предосторожности соблюдать».
Перед COVID-19 некоторые виды животных оказались даже более уязвимы, чем человек. Это связано с вирусной нагрузкой: люди несут в себе большой объем патогенной флоры, перед этими микроорганизмами иммунная система кошек или собак безоружна. Получается – нет страшнее зверя, чем человек. Тем более что случаев, когда домашний питомец заразил своего хозяина, пока не было. Норки – исключение.