«Я увидел сборище людей, лишенных совести»: как создавался фильм «Гараж»?
Эльдар Рязанов в России стал поистине народным режиссером – прошли десятилетия, а его фильмы по-прежнему помнят, «крутят» не только по праздникам, а многие цитаты прочно вошли в разговорную речь. Своим любимым и наиболее близким к жизни жанром Рязанов называл трагикомедию, смех соседствует с грустью в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», «Стариках-разбойниках» и «Берегись автомобиля», «Невероятных приключениях итальянцев в России» и «Старых клячах». «Гараж» автор называл комедией сатирической, обличающей и высмеивающей пороки общества – комедией нравов. Съемки этой картины стали вызовом и испытанием для всех участников. Более 30 именитых актеров должны были на полтора месяца забыть о своих театрах, семейных проблемах, болезнях, любых ЧП, чтобы одновременно присутствовать в декорациях выдуманного НИИ. Снять фильм удалось в кратчайшие сроки – за 24 съемочных дня...
Как Рязанов сходил на собрание гаражно-строительного кооператива
Дело в том, что сам Эльдар Александрович много лет был пайщиком гаражно-строительного кооператива, который организовался в 1969 году, но к 1979-му гаражи все еще не были достроены. Однажды в жизни кооператива произошла очень неприятная история. Рязанов заскочил на очередное собрание, предполагая, что оно продлится 20-30 минут, но затянулось оно на много часов и скатилось во всеобщую склоку. Рязанов ушел потрясенным.
На том собрании пайщикам сообщили, что земельный участок, выделенный под гаражи, сокращен, поэтому несколько автовладельцев придется исключить. Вопрос можно было решить демократически, путем голосования, но правление побоялось, что гаражных боксов лишат привилегированных членов, оказавшихся в кооперативе путем махинаций. Поэтому жертвы наметили заранее и выбрали самых беззащитных, не занимающих высокого положения и не имеющих влиятельных покровителей людей. Когда фамилии исключенных огласили, остальные облегченно выдохнули, закрыв глаза на то, что произошло нечто очень несправедливое.
«Гараж» стал третьей совместной работой Рязанова и Андрея Мягкова. На этот раз всесоюзного любимца решили не приукрашивать. Мало того что поклонницам продемонстрировали раннюю лысину их кумира, так его еще и лишили голоса – по мнению режиссера, главного средства выразительности Мягкова. Лаборант Хвостов осип после того, как прыгнул в бассейн с ледяной водой, чтобы дать тюленю лекарство.
«Я очень доволен, как Андрей Васильевич сыграл эту, пожалуй, самую невыгодную в фильме роль, – писал режиссер. – И только благодаря мягковской натуральности, серьезности, обаянию безголосый Хвостов занимает достойное место в рядах борцов за справедливость, возглавляя вместе с героиней Ахеджаковой поход во имя честности и порядочности». Кстати, позже Мягков в четвертый раз появился в рязановском фильме – в роли Карандышева в «Жестоком романсе».
Низенькой, неинтересной внешне Лии Ахеджаковой, несмотря на большой талант, в своей карьере пришлось столкнуться с предубеждениями: сначала играть в детских спектаклях, потом маленькие эпизодические роли. У Рязанова она впервые появилась в небольшой роли в «Иронии судьбы», и сразу же покорила его. Вскоре последовала роль модницы-секретарши в «Служебном романе», а главная роль в «Гараже» уже писалась специально для нее:
Всех актеров, участвовавших в съемках «Гаража», Рязанов делил на «идеалистов» и «циников». Партию «идеалистов» возглавил Валентин Гафт. Правда, изначально роль Сидорина предложили Анатолию Кузнецову, но тот отказался, так как за день до этого дал согласие на участие в съемках чехословацкой картины «Гордубал». Претендовал на нее Александр Ширвиндт, но в итоге пригласили Валентина Гафта, для которого эта роль стала одной из самых крупных удач. Режиссер вспоминал о Валентине Иосифовиче как о настоящем «фанатике сцены», перфекционисте, требующем высшей планки от себя и партнеров, человеке, не терпящем халтуру – одновременно жестком и остром на язык и очень застенчивом.
Режиссер вспоминал, что держать одновременно в поле зрения 30 исполнителей и корректировать их игру было неимоверно сложно. Большим подспорьем стала дружеская атмосфера, которая воцарилась на площадке, основой отношений между партнерами стали подначка, насмешка и взаимопомощь. Гафт помогал Ахеджаковой, Немоляева – Остроумовой, Бурков – Брондукову, и наоборот. «Дружеская помощь и советы перемешивались с язвительными шуточками и убийственными остротами в адрес партнеров», все это не позволяло кому-то одному потянуть одеяло на себя. Пока кто-то один выходил на первый план, остальные должны были играть на фоне в массовке, от чего они давно отвыкли. Но все удалось: режиссерский талант Рязанова помог в очередной раз объединить на съемочной площадке уникальный коллектив из талантливых артистов с разным темпераментом, опытом разных актерских школ и театров, чтобы сделать честную и проблемную комедию – 13-ю в его фильмографии.
Сам Эльдар Александрович, говоря о «Гараже» даже через много лет, всегда отмечал, что очень хотел бы, чтобы этот фильм и сконцентрированные в нем проблемы общества как можно скорее устарели. «Но – увы! – «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни», – отмечал режиссер.