Вырезанные сцены с алкоголем, урезанный бюджет и скачки на лошадях без подготовки: как снимали «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго»?
В 1983 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – экранизация романа Вальтера Скотта, который знали, наверное, все подростки СССР. За восемь лет до этого с не меньшим успехом в кинотеатрах был показан другой фильм режиссера Сергея Тарасова по мотивам английских средневековых легенд – «Стрелы Робин Гуда». Две картины оказались связаны не только тематически – из одной в другую перекочевал благородный красавец Робин Гуд в исполнении Бориса Хмельницкого, а музыкальным сопровождением «Баллады» стали песни, написанные Владимиром Высоцким для «Стрел Робин Гуда», но запрещенные на тот момент цензурой. Казалось бы, где Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд и Айвенго, а где Высоцкий – как-то его песни больше ассоциируются с послевоенной Москвой, наводненной различным криминальным элементом... Однако именно этот саундтрек добавил фильму глубины и сделал его бессмертным.
На главную роль – Айвенго – Тарасов решил пригласить 28-летнего латвийского актера Петериса Гаудиньша, леди Ровеной стала 25-летняя красавица Тамара Акулова, антагониста Айвенго Бриана де Буагильбера сыграл Борис Химичев, лорда Седрика Ротервудского – Леонид Кулагин. Робин Гудом стал, как мы уже писали, покоритель женских сердец Борис Хмельницкий. Актер театра на Таганке, Хмельницкий посоветовал режиссеру взять в картину его коллег по театру Александра Филиппенко и Юрия Смирнова, которые украсили ленту образами шута по имени Вамба и «не просыхающего» монаха Тука. Помимо Гаудиньша, еще несколько ролей достались прибалтийским актерам, так, Ричарда Львиное Сердце сыграл Ромуальд Анцанс, его брата принца Джонса – Альгимантас Масюлис, а Реджинальда Фрон д'Бефа – Витаутас Томкус. Незабываема Майя Булгакова в роли Ульрики.
Многие актеры перекочевали в «Балладу» из «Стрел Робин Гуда», если бы не несчастье, в фильме могло не быть Александра Филиппенко. Но актер Юрий Каморный, сыгравший в первом фильме шута вместо Высоцкого, которому сниматься не позволили, в 1981 году был убит при странных обстоятельствах.
Съемки проходили в живописном прикарпатском городе Черновцы и в не менее живописном Каменец-Подольском, а замок, который штурмуют в фильме, на самом деле – Хотинская крепость, расположенная в городе Хотин Черновицкой области Украины. Кстати, осада Ла-Рошели в трилогии «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «Тарас Бульба» Владимира Бортко снималась там же. Порой фильм упрекают в неправдоподобности военных сцен, однако дело было вовсе не в том, что Тарасов хотел снимать наивное кино для детей. Когда работа над картиной шла полным ходом, выяснилось, что бюджет «Баллады» урезали на сто тысяч рублей.
Первым делом сократили количество съемочных дней, группе пришлось работать быстро и на полную катушку. Денег на профессиональную массовку не было, и в рыцарей в сценах осады превратился взвод солдат. Одного из них сыграл сам режиссер, а его дочь стала дамой, лицезреющей рыцарский турнир. К счастью, летом 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах, и почти все актеры и их дети тоже снялись в эпизодах.
Исполнителям основных ролей пришлось несладко: актеры, которым предстояло сниматься в седле, остались даже без тренировок в манеже.
На катастрофическом сокращении бюджета бедствия фильма не закончились. Когда «Баллада» была практически готова, в СССР развернулась борьба с пьянством. Сцен с Юрием Смирновым должно было быть гораздо больше, но пьянице Туку не повезло – он столкнулся с первой волной сухого закона в СССР. Из только отснятых лент срочно вырезали все, связанное с алкоголем. И словно на выручку фильму пришел с того света всенародно любимый в СССР Владимир Высоцкий...
При жизни поэта цензура запретила использовать в «Стрелах Робин Гуда» шесть баллад, специально написанных Высоцким, и вместо них в картине звучали музыка Раймонда Паулса и стихи другого автора. Однако после смерти Высоцкого в 1980 году отношение власти к нему изменилось, и Тарасову дали добро на то, чтобы использовать те самые песни в новом фильме. В нем звучат четыре баллады из шести: «Баллада о времени», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе». Не вошли «Баллада о ненависти» и «Баллада о коротком счастье», а из пронзительной «Баллады о любви» вырезали две последние строфы.
Для создания нужного настроения на съемочной площадке выставляли динамики, и раскатистый голос Высоцкого раздавался над лесом и холмами.
Так или иначе, по итогам кинопроката в 1983 году фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» занял девятое место, его посмотрели 28,4 млн человек.