Как Жан-Поль Бельмондо попал из спорта на сцену и почему педагоги считали его безнадежным студентом?
9 апреля исполняется 90 лет со дня рождения великого французского актера театра и кино Жан-Поля Бельмондо. MIR24.TV рассказывает, почему Бельмондо выбрал сцену, как стал звездой экрана и по какой причине предпочитал сниматься в боевиках и комедиях.
«Не так уж страшен», или Как актер стал покорителем женщин?
Биография Жан-Поля Бельмондо поистине уникальна: множество неподражаемых комедийных, драматических, детективных и артхаусных киноролей в кино, работа с самыми именитыми режиссерами, опасные трюки, которые актер всю жизнь исполнял только сам. Он стал воплощением брутальности на европейском киноэкране, противопоставив свой образ слащавым красавчикам кинематографа.
Правда, его внешность в молодости не нравилась театральным педагогам, а впоследствии даже вошла в пословицу. «Не так красив, как Делон, но и не так страшен, как Бельмондо» – говорили во Франции. Однако это не помешало ему стать кумиром миллионов. Поклонницы бегали за ним толпами, а несколько поколений девушек во Франции и России выросли, тайком любуясь на его обаятельную брутальную физиономию, вырезанную из журнала.
Бокс или сцена?
На самом деле парижанина Жан-Поля Бельмондо можно было бы с уверенностью назвать «золотым ребенком», который был рожден для искусства. Его отец Поль Бельмондо был известным во французской столице скульптором и преподавал изящные искусства, а мать Сара Мадлен Ришар была художницей. К тому же, родители часто водили сына на спектакли «Комеди Франсез», чтобы привить ему любовь к театру.
В подростковом возрасте Бельмондо-младший серьезно увлекся спортом. В 17-летнем возрасте он даже стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и планировал для себя карьеру спортсмена. Отсюда и знаменитый перебитый нос актера.
Однако потом юноша все же решил попробовать себя на сцене и в 1953 году поступил в Консерваторию драматического искусства на классы Пьера Дюкса и Рене Жирара.
Однако педагог ошибся: актер, который не считался красавцем по голливудским меркам, зарабатывал расположение режиссеров обаянием и отлично справлялся с романтическими ролями. Окончив консерваторию, он в 1956 году дебютировал в короткометражке «Мольер», а позже сыграл в фильме «Будь красива и помалкивай», где на съемочной площадке сдружился с дебютировавшим в этом фильме Аленом Делоном. Затем последовала романтическая комедия «Мадмуазель Ангел» с Роми Шнайдер и психологическая драма «На двойной поворот ключа».
Но настоящей удачей стала для него роль свободного от всякой морали негодяя Мишеля Пуакара из фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании». По воспоминаниям самого актера, вся его жизнь после этого фильма напомнила сказку. Телефон звонил с утра до вечера. «Мне казалось, что это долго не продлится, и поэтому давал согласие на участие в любой картине», – рассказывал актер впоследствии. В числе наиболее успешных картин этого периода – «Две женщины» с Софи Лорен, а также криминальная драма «Сирена с Миссисипи».
От криминальных драм к комедиям
Вместе с режиссером Годаром Бельмондо предстояло пережить еще один карьерный взлет. В 1965 году он снялся в другой его ленте – криминальной драме под названием «Безумный Пьеро». Этот фильм открыл для актера новый период в его жизни. С этого времени и до 1986 года он оставался одним из самых востребованных и высокооплачиваемых актеров Франции. Режиссеров подкупала его готовность самоотверженно работать без дублеров и завышенных требований, зрителей – его образы смелых, удачливых и очаровательных обманщиков, бунтарей и покорителей женских сердец.
К этому времени Бельмондо все меньше уделяет времени театру и все больше погружается в мастерство киноактера. На первый план в кино стали выходить боевики и зрелищные картины, поэтому актер принялся профессионально изучать искусство каскадеров и все чаще соглашался работать с голливудскими режиссерами.
В конце 60-х Бельмондо пытался уйти от своего привычного амплуа. Он снялся в экранизации романа Уильяма Айриша «Вальс в темноте» режиссера Франсуа Трюффо. Но зрители отказывались принимать Жан-Поля в образе обманутого возлюбленного, которым манипулирует женщина. С этого момента Бельмондо окончательно принимает решение сниматься в «гангстерских лентах». Картины «Профессионал», «Борсалино» и «Страх над городом» раз за разом приносили ему успех и признание.
В 1970 году режиссер Филипп де Брока впервые открывает в Бельмондо не только хулигана и гангстера, но и талантливого комедийного актера. С выходом ленты «Великолепный», где он сыграл сразу две роли – писателя Франсуа Мерлена и его персонажа Боба Сен-Клера, к французу приходит слава во всем мире.
Безумную популярность получают ленты «Чудовище» Клода Зиди и «Неисправимый» Филиппа Брока, где в русском дубляже Бельмондо озвучивал Николай Караченцев.
«Неисправимый бунтарь»
В 1987 году Бельмондо впервые за долгое время вернулся на театральную сцену, где стал играть в классических постановках – спектаклях «Сирано де Бержерак» и «Дамский портной». Спектакли шли при полном зале, а актер неизменно срывал зрительские овации.
В кино же Бельмондо постепенно уходит на роль продюсера. В 1991 году он основал компанию по производству собственных фильмов, которой дал девичью фамилию своей прабабушки – Cerito.
В августе 2001 года Бельмондо перенес тяжелый инсульт и на некоторое время прекратил всю работу в театре и кино. Заболевание поразило опорно-двигательный аппарат, так что первые месяцы после травмы у него была парализована вся правая половина тела, он едва говорил и медленно передвигался. Обычные люди после такого не встают, а Жан-Поль поднялся на ноги, вернул себе моторику и речь, в четвертый раз стал отцом и продолжил сниматься в кино!
В 2008 году он снялся в фильме «Человек и его собака». «Жан-Поль вернулся, – писал о фильме друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. – Он вернулся для страны, для народа Франции. Каким бы он ни был, он доказал, что человек может возродиться из любого состояния духа, как легендарный Финикс, наш неисправимый бунтарь Жан-Поль Бельмондо».
6 сентября 2021 года Жан-Поль Бельмондо умер на 89-м году жизни. Об этом сообщило AFP.