Как съемки фильма повлияли на разведение в Кыргызстане знаменитой породы лошадей аппалуза
Пятнистая лошадь – аппалуза – известна во всем мире. Ее родиной принято считать Северную Америку. Но, оказывается, что животное обитало и в Кыргызстане.
Эта история началась в 2008 году. Тогда конезаводчик из города Токтогул Джалал-Абадской области помогал британскому журналисту с продюсированием документального фильма. Съемки проходили на юге Кыргызстана. И тогда в кадр случайно попала пятнистая лошадь. Спустя несколько лет этот фильм увидела конезаводчица из Новой Зеландии. Скотт Ингстром занимается разведением аппалузы много лет и всегда ставила под сомнение теорию, что эта порода была выведена от потомков лошадей испанских конкистадоров.
«Я никогда не верила, что они попали в Новый Свет из Испании. В таком случае другие племена индейцев, которые жили вдоль Северо-Атлантического океана, не пропустили бы мимо эту лошадь. А мы знаем, что ее разведением занималось племя Нез-Персе, они жили на берегу реки Палауз. Это севернее, ближе к границе с нынешней Канадой. Поэтому я и полагала всегда, что аппалузы перешли много тысяч лет назад через Берингов пролив из Азии, тогда он был еще небольшим перешейком», – говорит конезаводчица из Новой Зеландии Скотт Ингстром.
Женщина нашла контакты британского журналиста и написала ему, что хотела бы приехать и увидеть кыргызскую пятнистую своим глазами.
Характеристики аппалузы настолько индивидуальны, что сложно перепутать ее с другими породами. Но найти коня, попавшего в кадр, оказалось непросто. Домашний скот тут постоянно переходит из рук в руки. И то, что среди лошадей есть знаменитая аппалуза, никто в Кыргызстане не знал. Иностранные гости вместе с Мунарбеком сначала искали ее по дворам, а потом отправились в длительную экспедицию в Нарынскую область.
Но поиски пятнистой лошади тогда все же закончились успешно. После знакомства со Скотт Ингстром жизнь Мунарбека изменилась кардинально.
Уже больше 10 лет он сам занимается изучением и разведением этой породы. А началось все с приобретения первенца – Чаар Сулуу. Он встретил его в том самом путешествии с британским журналистом и новозеландской конезаводчицей по Нарынской области.
Чаар Сулуу – переводится как «пятнистый красавец». То, что это знаменитая аппалуза, сомнений нет. Мунарбек вместе с иностранными гостями собрал ДНК-материал с 33 лошадей и отправил в Америку. Анализы показали, что кыргызская пятнистая даже старше американской аппалузы.
«В глубинных пластах народов и нашей природы есть много неразгаданных тайн, которые мы не научились еще полностью раскрывать и преподносить для удовольствия наших гостей. Активно развивается внутренний туризм и раскрытие потенциала местных жителей. Главное – делать все вдумчиво и смотреть в истоки – там хранится много тайн. И вот эти тайны интересны с обеих сторон», – говорит эксперт в сфере туризма Эмиль Уметалиев.
В кыргызском фольклоре пятнистая лошадь упоминается множество раз. Часто как сакральное животное. Предки кыргызов, те, что еще были кочевниками, верили, если в семье заболевал человек, появление такой лошади могло помочь. Говорили, что она забирает на себя злые силы и оставляет только светлые.
«Сегодня в наших руках сохранить ее, приумножить и сделать ее ценностью. Чтобы эту лошадь любили не потому, что она пятнистая… не потому, что она такая необычная, а потому, что священная и сакральная, она связана с нашими корнями. Если эту лошадь уничтожить, еще один корень наш отрежется, а у нас их и так мало», – отмечает эксперт в вопросах сельского хозяйства Бермет Турсалиев.
На данный момент у Мунарбека два табуна, в каждом по 10 лошадей. В одном главой семейства является Чаар Сулуу. Во втором собрано уже его потомство во главе с сыном – Чагылганом, в переводе – «удар молнии». Такое близкородственное скрещивание проводится специально, чтобы усилить характеристику породы. Этот процесс у селекционеров называется имбридинг. Несколько лет Мунарбек пытается зарегистрировать аппалузу как кыргызскую пятнистую лошадь. Но бюрократические процедуры пока не дают вопросу сдвинуться с места.
Своих пятнистых лошадей Мунарбек никогда не продавал. Хотя за Чаар Сулуу предлагали 100 тысяч долларов. Он считает, что народ, который выжил во многом благодаря лошадям, должен знать, помнить, а главное сохранять их ценность для будущих поколений. Собственно, этим он и занимается, фактически объединив хобби и историческую миссию.