«Как сдержать корону?» «Ричард III» в Театре им. Моссовета – притча-размышление о жажде власти
- Да кому она нужна эта совесть?
- Если хочешь научиться жить хорошо, то надо научиться обходиться без совести.
В театре им. Моссовета премьера спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Ричард III». Жестокая борьба за престол и власть, которая превращает все вокруг в исчадие ада. Режиссер Нина Чусова не оправдывает кровавых преступлений главного героя, но вслед за драматургом размышляет о том, что станет с сильной личностью, которая готова достичь своей цели любыми аморальными способами.
Фото предоставлены пресс-службой театра им. Моссовета/Сергей Петров
Ричард III (Александр Домогаров) с рождения отличается от всех: ему присущи уродливая внешность, но большая внутренняя сила. Его единственная страсть – власть, ради которой он готов на все. Желая стать королем, он обрекает на смерть многих невинных людей, в том числе и детей, которые могут помешать его планам захватить престол. И он всегда добивается своего, обладая при этом необыкновенным даром убеждения. Достаточно вспомнить, как он обольщает леди Анну (Юлия Хлынина, Дарья Емельянова) и это при том, что именно Ричард лишил жизни ее мужа Генриха VI. Кажется, в эту сцену трудно поверить. Как ненависть к убийце сменяется любовью? И Шекспира, кстати, тоже многие упрекали за недостоверность. Но доподлинно известно, что исторический прототип героини действительно вышла замуж за Ричарда Глостера. «Женюсь не ради любви, а ради достижения цели», – говорит Ричард и ловко добивается своего.
В спектакле остро чувствуется бодрый призыв к борьбе и безоговорочная вера в победу. Но каким путем? Как известно, Англия не сразу пришла к могуществу и процветанию, а только после многочисленных тяжелых испытаний. Феодальные смуты, династические распри… Какую цену приходится платить человеку за власть?
Действие развивается быстро и свободно перебрасывается из одного места в другое. И здесь стоит отметить работу сценографа Владимира Ерешко. В основе декораций – огромные передвижные стены и многоэтажные решетки, напоминающие клетки. И с одной стороны, они словно давят на персонажей или внезапно вырастают перед ними, преграждая путь к намеченным целям, а с другой – наоборот, открывают новые возможности: так, например, когда речь заходит о венчании на престол, персонажи поднимаются вверх по лестнице.
Фото предоставлены пресс-службой театра им. Моссовета/Сергей Петров
Интересна и работа костюмера Луизы Потаповой. Многие действующие лица одеты не без иронии. Но при этом члены королевской семьи при всей красе нарядов выглядят безвкусно, а чаще – даже смешно. Особенно действующий король Эдуард IV (Сергей Виноградов, Михаил Филиппов) в семейных трусах и мантии, в которой нетрудно запутаться.
В понимании Шекспира король имеет больше обязанностей, чем прав, а если он не удовлетворяет этому требованию, то может и должен быть свергнут. И в этом отношении особенно показателен образ Ричарда III. Вслед за автором Александр Домогаров наделяет своего персонажа худшими чертами и выглядит совершеннейшим хищником-аморалистом, что, кстати, кажется, совсем не свойственно амплуа артиста. Особый грим, подчеркивающий уродство, специфическая «хромая» походка… Актера даже не сразу можно узнать в этом образе.
Фото предоставлены пресс-службой театра им. Моссовета
В исполнении Александра Домогарова Ричард осознает глубину своего падения, но страсть власти для него оказывается сильнее. И в конечном счете он сам себе выносит приговор: «Бежать как от самого себя. Я отплачу. Но за что? За то добро, что сам себе я сделал…» Он коварно и хитро играет с окружением, знает подход к каждому человеку, ловко обольщает любого, но достигая престола с помощью многочисленных убийств и преступлений, хоть и обуздывает феодалов, все же усиливает анархию. И когда Ричмонд (Павел Усачев, Алексей Трофимов) поднимает восстание против него, тиран не находит поддержки ни среди дворян, ни среди народа и погибает сам.
Но при всем ужасе осознания действительности, представленной в спектакле, нет ощущения безысходности. Режиссер Нина Чусова ловко сочетает элементы драмы, комедии, трагифарса и мюзикла одновременно, чем создает какой-то особый стиль постановки: достаточно яркий, немного противоречивый, местами неожиданный, но вместе с тем глубоко драматический и завершает его на приподнятой ноте: