«Большелобая девочка»: как Наталия Белохвостикова поступила во ВГИК в десятом классе, снялась с Аленом Делоном и нашла мужа в аэропорту
Сегодня 70-летний юбилей празднует советская и российская актриса, звезда фильма «Тегеран-43» Наталия Белохвостикова. В кино она попала совершенно случайно, но пройти мимо такой красоты и артистичности режиссеры просто не могли. В итоге Белохвостикова стала не просто узнаваемой и любимой многими актрисой, но и главной музой режиссера Владимира Наумова. В детстве она побывала на коронации Елизаветы II, на первые в жизни съемки ее забрали прямо с детской площадки, среди ее партнеров был сам Ален Делон, а будущего мужа Белохвостикова встретила в аэропорту. Об этом и многом другом – в материале «МИР 24».
«Я была толстая, смешная, а щеки мои лежали на плечах»
Многим актерам приходилось пробиваться в мир софитов с самых низов – сквозь трудное детство, тяжелую работу, ночные смены и так далее. Но история Наталии Белохвостиковой совсем другая. Она родилась 28 июля 1951 года в семье столичного дипломата и переводчицы. Отец Наташи, Николай Белохвостиков, имел ранг чрезвычайного и полномочного посла. По долгу службы он часто бывал в разъездах: работал в Великобритании, Канаде, Швеции. Наташе еще не исполнилось и года, когда отец перевез семью в Англию. Там она вместе с родителями прожила до пяти лет.
С ранних лет девочка буквально купалась в роскоши. Так, когда ей исполнилось три года, родители отвели ее в лучший лондонский магазин и разрешили выбрать все, что ей понравится. Наташа долго ходила среди стеллажей и с восторгом разглядывала сотни всевозможных игрушек. Самое яркое впечатление на девочку произвела кукла, которая была ростом с нее. Уговаривать маму с папой долго не пришлось: куклу Наташе незамедлительно купили.
Кроме того, родители часто брали с собой дочь на разные светские приемы. Спустя много лет актриса рассказывала, что у нее сохранились воспоминания о коронации Елизаветы II, на которой она присутствовала. Но лучше всего Наталия запомнила не саму королеву и пышную церемонию, а наряд своей мамы: на ней было нежное сиреневое платье, длинные перчатки и шляпка с вуалью. А уже с двух лет мама начала водить Наташу в кино – правда, не в кинотеатр, а в советское посольство, куда часто привозили отечественные фильмы. Это было первое знакомство малышки с кинематографом.
Наташа свободно говорила по-английски и могла бы получить образование в Англии, но родители решили, что в школу дочь пойдет в Москве и отправили ее жить к бабушке. Девочка очень тосковала по маме с папой, и, чтобы отвлечься, залпом читала книги. Тогда у нее впервые зародились мысли о том, чтобы стать актрисой.
Однако первая роль в кино нашла девочку совершенно случайно. Точнее, нашел ее режиссер Марк Донской. В 14 лет Наташа поехала в Швецию в гости к родителям. Там, в Стокгольме, на одной из детских площадок ее и увидел Донской: в то время он искал актеров для массовки в свой новый фильм «Сердце матери» о жизни Марии Ульяновой – матери Владимира Ленина. Увидев Белохвостикову, Донской тут же предложил ей роль. В итоге юная Наташа стала дублершей Елены Фадеевой, сыгравшей Марию Ульянову. И хотя в фильме было лишь несколько небольших эпизодов с ее участием, этот опыт в кино серьезно повлиял на ее дальнейшую карьеру.
Кадр из фильма «Надежда» режиссера Марка Донского. В роли Надежды Крупской – актриса Наталия Белохвостикова. Фото А. Конокотина /ТАСС/
Из-за Герасимова на лбу на всю жизнь осталась морщина
Картина «Сердце матери» вышла на экраны в 1965 году, а два года спустя Белохвостикова оказалась на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. В коридоре школьница столкнулась с самим Сергеем Герасимовым. К тому моменту он уже снял «Тихий Дон», «Молодую гвардию» и ряд других работ, которые обеспечили ему звание мэтра отечественного кино. Вполне вероятно, что оробевшая перед великим режиссером девушка не смогла бы связать и двух слов, но на счастье рядом оказался художник фильма «Сердце матери» Борис Дуленков. Он представил Наташу Сергею Аполлинариевичу и рассказал, что девушка собирается поступать во ВГИК, где Герасимов вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую.
Впрочем, сначала она была уверена, что Герасимов вовсе ее не запомнил. Шутка ли: такой режиссер, снимает такие большие и серьезные картины, перед ним трепещут самые именитые актеры! А тут – какая-то никому не известная школьница...
«Он, как мне показалось, почти не обратил на меня внимания, вскоре я об этой встрече и думать перестала, – вспоминает Белохвостикова. – Неожиданно позвонил Донской: «Герасимов тебя разыскивает, спрашивает: «Где та большелобая девочка?» Оказывается, наша с ним встреча натолкнула его на написание сценария фильма «У озера».
Роль в этой картине стала первой серьезной работой Белохвостиковой. Она сыграла Лену Бармину, которая вместе со своим отцом-профессором (Олег Жаков) живет в небольшом поселке близ Байкала. Конфликт интересов вспыхивает, когда на южном берегу озера начинают строить целлюлозно-бумажный комбинат. Профессор Бармин и его коллеги категорически против строительства: они убеждены, что вредные отходы предприятия уничтожат экосистему чистейшего озера на Земле. Тем временем Лена знакомится с директором комбината Василием Черных (Василий Шукшин), между ними завязываются любовные отношения. Но их счастье оказывается невозможным: Лена узнает, что Василий женат, а ее отец, видя, что люди ради денег творят с природой, попадает в больницу с сердечным приступом.
В 1971 году актриса окончила ВГИК и стала сниматься на киностудии имени Горького. В выпускной год она снялась в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» о жизни Есенина. Роль великого поэта в картине исполнил Сергей Никоненко, а Белохвостикова воплотила на экране образ Анны Снегиной, прототипом которой была деревенская помещица и одна из первых возлюбленных Есенина – Лидия Кашина. В скором времени Белохвостикова сыграла еще одну возлюбленную великого человека: в драме «Надежда» она исполнила роль супруги Владимира Ленина – Надежды Крупской. Вождя мирового пролетариата в фильме сыграл Андрей Мягков.
Кадр из художественного фильма режиссера Юрия Вышинского «Океан». Анечка – актриса Наталия Белохвостикова, Платонов – актер Николай Олялин /ТАСС
Между Костолевским, Джигарханяном и Аленом Делоном
В 1976 году Наталия Белохвостикова присоединилась к Театру-студии киноактера. В том же году она вновь блеснула красотой и талантом в кадре у Герасимова. На этот раз – в многосерийном телефильме «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. В этой исторической драме, действие которой разворачивается во Франции начала XIX века, Белохвостикова сыграла молодую красавицу-маркизу по имени Матильда де ля Моль. И справилась с этой ролью блестяще: ей всегда удавалось органично сочетать в себе какую-то почти рафаэлевскую, небесную возвышенность и вполне земную (но не приземленную) силу, достоинство и волю. Ее героини искрились непередаваемым шармом, но при этом всегда оставались верны себе и тверды в своих намерениях, их веру в мораль и справедливость ничто не могло поколебать.
На съемках «Красного и черного» собрался по-настоящему звездный состав: на одной площадке с Белохвостиковой играли Николай Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Глеб Стриженов, Михаил Глузский и другие выдающиеся актеры. После этого фильма зритель уже хорошо знал Белохвостикову, у нее появились свои почитатели. И все же наибольшую популярность ей принесла работа с режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым. У них она снялась в таких фильмах, как «Легенда о Тиле», «Берег» и «Тегеран-43». Съемки в последнем многие справедливо считают наиболее успешной работой актрисы.
В этой картине Белохвостикова сыграла сразу две главные роли, так как действие разворачивается в двух временных линиях – 1943 и 1970 годах. Связующей нитью через весь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и переводчицы с персидского языка, француженки русского происхождения Мари Луни. Герои фильма заново переживают события времен Второй мировой войны: во время тегеранской конференции группа террористов готовит покушение на глав государств-союзников – Сталина, Рузвельта и Черчилля. Андрею Бородину и Мари удается сорвать планы убийц, но те в итоге сбегают, а герои расстаются. Однако на этом история не заканчивается, и спустя много лет героям вновь грозит опасность...
Во время съемок в этом фильме Наталии Белохвостиковой вновь достались потрясающие партнеры: разведчика Андрея Бородина сыграл Игорь Костолевский, главу террористов Шернера – Альберт Филозов, а нанятого им убийцу – Армен Джигарханян. Но, пожалуй, главной изюминкой картины стало участие в ней звезды французского кино – Алена Делона. Он исполнил роль инспектора полиции Жоржа Фоша, в советском прокате его персонажа озвучивает Родион Нахапетов. В интервью Белохвостикова не раз признавалась, что Делон произвел на нее впечатление «потрясающего, педантичного и высокопрофессионального артиста».
Зрители также могут помнить Наталию Белохвостикову по фильму «Маленькие трагедии», где она исполнила роль Доны Анны. В этой картине свою последнюю роль сыграл Владимир Высоцкий.
Нашла мужа благодаря сигарете, а сына – из-за крестика
В личной жизни Наталии Белохвостиковой царят гармония и постоянство. С 1974 года ее единственным супругом является режиссер Владимир Наумов, который в свое время подарил ей так много прекрасных ролей. В 1977 году у пары родилась дочь Наташа. Наумов настоял, чтобы дочку назвали в честь матери. Девочка пошла по стопам родителей: уже в три года дебютировала в кино – снялась в том самом «Тегеране-43», который прославил ее маму. Сейчас Наташа снимается в картинах своего отца и параллельно сама занимается режиссурой. Так, в 2004 году на экраны вышел ее фильм «Год Лошади: Созвездие скорпиона». Главную роль в этой сюрреалистичной картине Наталия отдала своей звездной матери: Белохвостикова сыграла бывшую артистку цирка, которая пытается спасти от живодерни постаревшего коня, с которым она раньше выступала. Кстати, мать и дочь Белохвостиковых можно увидеть и в одном кадре: для этого стоит посмотреть фильм «Джоконда на асфальте».
Посмотрев фильм Герасимова с участием Наталии, режиссер обратил на нее внимание. Их представили друг другу. Вернувшись в Москву, они продолжили общение, вскоре стали встречаться и поженились. Несмотря на большую разницу в возрасте (Владимир старше Наталии на 24 года), счастью и гармонии, которая царит в их доме, можно только позавидовать.
Помимо дочери, в семье Наумовых-Белохвостиковых есть еще один ребенок – Кирилл. Пара усыновила мальчика в 2007 году, когда ему было три года. По словам всех знакомых, это вовсе не был какой-то пиар-ход со стороны супругов – они и не помышляли о том, чтобы брать ребенка из приюта. Но когда 14 лет назад Владимир и Наталия приехали в один из детских домов в рамках фестиваля «Я и семья», они не смогли устоять перед полным надежды и тепла взглядом этого мальчика. По воспоминаниям Наталии, Кирилл вел себя очень спокойно, не капризничал и не просил, как многие дети, взять его к себе, уверяя, что он самый лучший. Он просто робко подошел к актрисе и сказал: «Тетенька, у вас крестик есть, а у меня нет. Подарите мне». Растроганные Наталия и Владимир подарили малышу не только крестик, но и новый любящий дом. А в этом году в семье Белохвостиковой случилось еще одно прибавление – дочь Наталия родила первенца.
В настоящее время Наталия Белохвостикова не снимается в кино и все время проводит с семьей. Она признается: в молодости из-за плотного графика упустила много важных моментов, связанных со взрослением дочери. Поэтому теперь актриса направляет все силы на воспитание сына и внука.
Актриса, режиссер Наталья Наумова, актриса Наталия Белохвостикова и режиссер Владимир Наумов (слева направо) перед началом церемонии открытия 39-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала «Россия». Вячеслав Прокофьев/ТАСС