От Айседоры Дункан до Алины Кабаевой: история советской гимнастики – 75 лет достижений
Художественная гимнастика. Почти тридцать лет – безусловное золото. Наша. Исключительно наша. История, которая началась именно в Советском Союзе. Которая поразила и вдохновила весь мир. Которая не закончится, несмотря ни на что.
Синтез балета и физкультуры
1984 год, летняя Олимпиада в Лос-Анджелесе. Впервые в истории Игр на арене – девушки в цветных купальниках, с лентами, обручами и скакалками, легкие и ловкие. Не спорт, а настоящее театральное представление. Советские власти больше 30 лет ждали этого момента: художественная гимнастика – на Олимпиаде! Именно в СССР придумали и довели до совершенства этот фантастический вид спорта. В Лос-Анджелесе готовы были взять все медали, но… Первое олимпийское золото тогда завоевала канадская спортсменка Лори Фанг. У нее не было ни одной по-настоящему сильной конкурентки.
«Игры, превращенные в фарс», «Олимпиада страха» – подобные заголовки часто встречались тогда в газетах.
«Конечно, такой усеченный состав, без лидеров – а советские гимнастки, болгарские гимнастки были безусловными лидерами, то есть это не нуждалось в каких-то подтверждениях – они не поехали», – вспоминает директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева.
Но началась история художественной гимнастики гораздо раньше – в начале двадцатых в Петрограде. Юная танцовщица Зинаида Вербова купила билет на представление американской знаменитости – Айседоры Дункан. Артистки, которая разрушила все стереотипы в мире танца.
Вдохновленная Зинаида Вербова уже через год открыла свою Студию пластического движения. Это был первый шаг к художественной гимнастике.
«Изучалось не только движение с точки зрения постановки танца, но и такие науки, как анатомия, биомеханика, режиссерское мастерство, педагогическое мастерство», – перечисляет Истягина-Елисеева.
Художественная гимнастика – изобретение советской эпохи и советских мастеров. И появилась она в слиянии балета и физкультуры.
«Там работа тела, а у нас еще и предмет в руках, который осложняет работу тела. Но основа, конечно, – хореография. Мы хореографией очень много занимались», – рассказывает чемпионка мира по художественной гимнастике (1973 г.), Заслуженный мастер спорта СССР Галима Шугурова.
В 1948-м году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. По всей стране стали открывать секции, а девочки готовы были заниматься в любых условиях – в школьных актовых залах, в нетопленых подсобках.
Тренд на юность и противостояние с Болгарией
Критерии отбора в художественную гимнастику всегда были жесткими. По крайней мере, для тех, кто хотел добиться медалей.
«Мне было 13 лет. И вот уже тогда надо было доказывать свое место под солнцем. И надо было вставать в 5 часов утра, чтобы ехать на утреннюю тренировку, без завтраков, возвращаться, учиться, дальше ехать на вторую тренировку, приезжать в 9-10 часов вечера, когда опять все закрыто. То есть ни завтраков, ни обедов, ни ужинов – на выживание», – делится Венера Зарипова.
Она ушла из спорта в 24 года – сейчас это считается поздно. В советские годы выступали и до 30 лет. Людмила Савинкова закончила карьеру в 31 год, взяв на чемпионате мира в групповых упражнениях свое финальное золото.
«В 1967-м году в Копенгагене на первенстве мира Елена Карпухина, 16-летняя гимнастка, юная совсем, особенно по тогдашним меркам, выигрывает чемпионат. И ее газеты называют «чудом в бантиках» за сложную технику, непосредственность, за прекрасную физическую подготовку, и она становится юной звездой. С этого периода, кстати, начинается тренд на молодость, юность именно в отечественной художественной гимнастике, потому что сложность постоянно возрастала, и поэтому возраст спортсменок начал снижаться», – говорит Елена Истягина-Елисеева.
Негласное правило: в сборной СССР были представительницы разных республик и национальностей. Свои школы развивали в Беларуси и Казахстане, Грузии и Латвии, Узбекистане и Украине. Но главные конкурентки – болгарки.
«Был кубок солидарности наций в Югославии. После землетрясения они проводили там турнир международный. И как раз там Мария Гигова выступала (двукратная чемпионка мира из Болгарии – прим. ред.). Для меня это был «потолок». Мне кажется, лучше ничего нельзя было сделать», – вспоминает Галима Шугурова.
«На первом чемпионате мира, который состоялся в Будапеште в 1963-м году, первые два места завоевали советские спортсменки и третье место заняла спортсменка из Болгарии. И вот начинается противостояние советской и болгарской школ в художественной гимнастике», – рассказывает Елена Истягина-Елисеева.
Это противостояние длилось 50 лет – каждая школа была хороша по-своему. Советская делала ставку на театральность.
«Больше хореографии, больше классики, исполнение элементов, чистота исполнения элементов – вот это все-таки школа советской художественной гимнастики», – говорит первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике (1988 г.), Заслуженный мастер спорта СССР Марина Лобач.
Инвентарь своими руками и модный прорыв от Кабаевой
Вымпелы, шарфы и даже теннисные мячики – с такими предметами выступали первые гимнастки. Только со временем определилась официальная пятерка: скакалка, обруч, булавы, мяч и лента.
«Ленты – это идет еще от имперского балета, когда примы-балерины выступали с палантинами, с платками из летящих тканей, что потом переняла Айседора Дункан, и вот эта трансформация ленты вначале в однослойную, потом уже в сложную двухслойную конструкцию с ручкой шла достаточно долго – на протяжении 50 лет», – поясняет Елена Истягина-Елисеева.
В 1971 году было запрещено выступление без предмета. А достать профессиональный инвентарь тогда было сложно.
«Папа работал столяром-станочником, и первые булавы он мне выточил деревянные, их покрасили, и долгое время я с ними занималась», – рассказывает Марина Лобач.
В художественной гимнастике – много строгих правил. Все предметы – определенного веса и размера. Рабочая зона на гимнастическом ковре – 13 на 13 метров. Длительность упражнения – от 75 до 90 секунд. Все выступления сейчас идут под фонограмму.
Вначале гимнастки выступали в простых одноцветных купальниках. Правила запрещали яркие оттенки и многоцветные ткани. Все внимание – на красоту движения, линии тела, позы и спортивный результат. Считалось, что главное украшение гимнастки – улыбка.
«Первый мой купальник был сшит из рукава купальника спортсменки по прыжкам в воду, потому что он был такой эластичный, мягкий, в нем было очень приятно выступать», – признается Марина Лобач.
«В 70-х годах разрешили двухцветные купальники, и вот в 80-м пришла очень эффектная мода на белоснежные купальники, даже немного прозрачные. И тогда аудитория художественной гимнастики очень сильно расширилась за счет мужчин: они стали с удовольствием смотреть этот вид спорта, потому что девушки фигуристые», – говорит Елена Истягина-Елисеева.
В 1993-м году разрешили выступать в комбинезонах. А в 2004-м на Олимпиаде в Афинах Алина Кабаева впервые появилась в юбочке. Это была идея главного тренера сборной России Ирины Винер.
«И вот с этого момента начинается такое яркое зрелищное шоу, и девушки уже отрываются по полной программе. Более фигуристые полюбили комбинезоны, которые подчеркивали естественное богатство физических линий, более субтильные стали иметь возможность задекорировать это в костюме», – объясняет Истягина-Елисеева.
Сейчас костюм для девочки девяти-десяти лет стоит около 50 тысяч рублей. Соревновательный костюм звезды уровня Кабаевой обойдется в несколько тысяч долларов.
Кровля в виде летящей золотой ленты. Витражные стекла высотой 26 метров, отражающие небо. Вестибюли, украшенные мозаикой с русскими народными узорами – хохломой, гжелью. Настоящий дворец красоты, искусства, спорта – Дворец художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой – открылся в июне 2019-го года. Долгие полвека она добивалась вовсе не личных кубков и медалей.
«На моем веку есть ряд людей, таких же, рожденных в СССР, которые сами не завоевали этот самый высокий титул – быть олимпийским чемпионом, победителем, но они смогли это сделать и все равно стали этим олимпийским победителем благодаря своим воспитанникам, воспитанницам», – говорит двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
Главный тренер сборной Ирина Винер-Усманова уже 30 лет воспитывает чемпионок. За это время на Олимпийских играх и чемпионатах мира – практически ни одного провала.
Венера Зарипова – первая успешная воспитанница Винер. В 1978 году прилетела из маленького Учкудука в Ташкент на просмотр.
«Железная леди» гимнастики: Ирина Винер-Усманова и ее подопечные
Девяностые годы, учебно-тренировочный центр «Новогорск».«Я вошла в огромнейший зал с высокими потолками, и там занимались симпатичные длинноногие девушки. Сидела группа тренеров, и среди них выделялась небольшого роста женщина с властным характером. Так как я тогда была еще молодой начинающий тренер, я спросила: «Это кто?» Мне сказали: «Ну как, ты разве не знаешь? Это Ирина Александровна Винер, это самая-самая известная», – вспоминает тренер по фигурному катанию Тамара Москвина.
В «Новогорск» Ирину Винер привело ее чувство ответственности. В стране – трудные времена, деньги на спорт почти не выделялись, многие именитые тренеры уехали за границу, так как дома нет работы.
«Сколько она вкладывает сил в каждого своего спортсмена. Мы видим, что они все чемпионы, которые соприкоснулись с ней. Это, наверное, все-таки команда Винер», – говорит модельер, народный художник России Валентин Юдашкин.
В 2017 году польский режиссер Марта Прус выпустила документальный фильм «За пределом» – про российских гимнасток, воспитанниц Ирины Винер. Весь мир был в шоке от тренерских методов Винер. Непосвященным в тонкости большого спорта людям они показались слишком жесткими.
«О, это буря! – смеется Светлана Хоркина. – Знаете, в свое время у нас был старший тренер был Леонид Яковлевич Аркаев, он брал нас в «Новогорск» и нам специалисты по художественной гимнастике ставили вольные упражнения. Ну и периодически на соседнем ковре мы слышали там такое, такое! (смеется) Это знаете, когда собака боится и уши прижимает».
В 1981 году Венера Зарипова готовилась к чемпионату СССР. Во время очередного тренировочного кувырка – пять переломов остистых отростков позвоночника. Врач сборной был в ужасе.
От лекарств Венера стала набирать вес. Винер была беспощадна: или худеешь, или прощаешься с гимнастикой.
«То есть, ожидая от самого близкого человека поддержки, я получила такую трещину, такую пощечину… И вот я села на дистиллированную воду. И вот тогда я впервые стала кушать яблоки и только проглатывать сок, все остальное откладывалось. Папа у меня рыдал», – рассказывает Зарипова.
На том чемпионате СССР Венера взяла золото, обыграв главную фаворитку соревнований – Ирину Дерюгину.
«Марат Кабаев – в свое время очень известный футболист в Пахтакоре – очень дружил с моим покойным папой, – рассказывает Венера Зарипова. – И Марат все время говорил: «Если у меня родится дочка, она будет, как Венера, – она будет заниматься художественной гимнастикой. И вот родилась девочка».
Алину отдали в гимнастику в три с половиной года. Несколько лет она занималась в спортивном обществе «Трудовые резервы», на соревнованиях занимала невысокие места – десятые, одиннадцатые. Тогда Марат Кабаев попросил Венеру показать Алину Ирине Винер.
«И вот я привела Алиночку в «Узбекбирляшу», заходит Ирина Александровна, смотрит и видит ее. А Алина была пухленькая такая, но всегда улыбчивая, красивая, ну пухленькая. Детская пухлость. «Это кто такая? Кто ее привел?» Я говорю: «Я». – «Ты кто такая? Ты что себе позволяешь?!» И пошло, и поехало. Алина забилась, испугалась. Я ее завела в раздевалку, она стоит, бедная, трусится, боится. Я говорю: «Успокойся, сейчас все пройдет, ты потом выйдешь, все покажешь. Ты же хочешь быть чемпионкой? У тебя природная гибкость», – говорит Венера Зарипова.
Кабаева – единственная российская гимнастка, чье имя попало в Книгу рекордов Гиннесса. Всего в 16 лет она стала пятикратной чемпионкой Европы. А долгожданное олимпийское золото взяла в Афинах в 2004-м. К тому времени Алина Кабаева – это уже не просто имя, а личный бренд.
«Художественная гимнастика, даже будучи олимпийским видом спорта, была очень несмотрибельная, чтобы считаться каким-то видом спорта, на который бегут зрители. А когда мы начали с Алиной, мы перевернули гимнастику, добавили туда и риск, и выразительность высочайшего уровня, ну и, конечно, красивые костюмы», – говорит Ирина Винер-Усманова.
«Ирина Александровна – это моя семья, и я ей благодарна за то, что она воспитала меня, сделала из меня, не побоюсь этого слова, великую спортсменку», – признается Кабаева.
1988-й год. К этой летней Олимпиаде в Сеуле советские гимнастки готовились особо. За четыре года до того, в Лос-Анджелесе у них не было ни единого шанса: из-за политического бойкота сборная не поехала на Игры. Но в этот раз ни единого шанса спортсменки соцлагеря не оставили соперницам. Бронза – Александра Тимошенко, СССР! Серебро – Адриана Дунавская, Болгария! Золото – Марина Лобач, СССР!
Художественной гимнастике, как олимпийскому виду спорта, еще нет и сорока лет. Всего за десять олимпиад советские и российские спортсменки завоевали двенадцать золотых, пять серебряных и две бронзовых олимпийских медали. Регулярно на пьедестале – девушки из бывших советских республик, сейчас – независимых Беларуси, Украины, Азербайджана.
«Практически во всех странах мира, в любой стране, куда ни ткни пальцем, работают советские или российские тренеры», – отмечает Венера Зарипова. «Меня все время преследует тревога, – так часто говорит Ирина Винер. – Тревожно – что не удастся победить, что выше головы не прыгнуть, что всему есть предел. Но пока наши гимнастки доказывают всем: предела нет».