on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Секрет «Неуловимых»: как снимали первый патриотический вестерн о Гражданской войне?

05/09/2023 — 16:01
Заказ от Хрущева, превращение китайца в цыгана и пошлый романс для Чуриковой: как снимали «Неуловимых мстителей»
Фото: Х/ф "Неуловимые мстители" (1967)
Заказ от Хрущева, превращение китайца в цыгана и пошлый романс для Чуриковой: как снимали «Неуловимых мстителей»
Фото: Х/ф "Неуловимые мстители" (1967)
Заказ от Хрущева, превращение китайца в цыгана и пошлый романс для Чуриковой: как снимали «Неуловимых мстителей»
Фото: Х/ф "Неуловимые мстители" (1967)

29 апреля 1967 года на советские киноэкраны вышла картина Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». В тот год она стала лидером проката, фильм посмотрели 54 млн зрителей, а юные актеры в одночасье стали знаменитыми. Идея снять «наш ответ» Голливуду возникла у Никиты Хрущева после просмотра «Великолепной семерки» – никто и подумать не мог, что патриотический вестерн на полях Гражданской войны окажется настолько успешным.

Смотрите трилогию «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» в субботу, 9 сентября, начиная с 18:45 на телеканале «МИР».

Итак, заказ сверху поступил, и работа закипела. В качестве основы для сценария взяли повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», опубликованную в 1921 году. Тройка отважных подростков пробирается в армию Буденного, по пути создавая массу проблем войскам анархистов. Героев в повести трое: брат с сестрой и примкнувший к ним китайчонок Ю-ю. Любопытно, что в 1923 году режиссер Иван Перестиани уже снял по мотивам «Красных дьяволят» одноименную немую картину, причем сценарий писал сам автор.


Однако съемки не давали расслабиться. Однажды серьезную травму получил Витя Косых – в эпизоде, где Данька спасает детей от мчащейся тачанки, дышло сбило мальчика с ног. Актер попал под колеса. Обошлось без переломов, но раны на лице пришлось зашивать – шрамы остались на подбородке и в районе правого глаза. В эпизоде, где Данька по крыше трактира гонится за Лютым, герои должны были по очереди прыгать с крыши, каждый на своего коня. Но лошади пугались шума сверху и разбегались раньше времени. В одном из дублей Витя случайно «оседлал» приземлившегося на землю Владимира Трещалова. Актер не растерялся и, исполнив раскатистое «игого», удалился из кадра. Снять этот эпизод удалось лишь после того, как реквизиторы придумать намазать стенки сарая сахарным сиропом.

Для эпизода с угоном бандитами стада коров из соседнего села прислали 80 голов. Однако отснятый материал показался худсовету скучным, и появились ночные кошмары, которые устраивают бандитам «мстители». Одним из самых опасных моментов стал эпизод с поездом, который ребята отбивают у бандитов. Подходящее место нашли в Казахской ССР, съемочная группа во главе с режиссером выехала туда на неделю, а застряла на месяц. Во-первых, внезапно выпал совершенно не нужный в кадре снег, во-вторых, пришлось строить мост, который было бы не жалко сжечь. К рычагу управления поездом встал сам режиссер, и поезд рухнул сразу после того, как его миновал паровоз с четырьмя вагонами. Но тут навстречу составу выехала дрезина. Произошло столкновение, и Кеосаян сломал себе несколько ребер.

Секрет «Неуловимых»: как снимали первый патриотический вестерн о Гражданской войне?

Наконец, фильм был готов. По словам Лауры Геворкян, желающие попасть на премьеру в кинотеатр «Россия» зрители сломали стеклянные двери и окна. После показа создателей качали на руках, а в подъездах мальчишек начали днем и ночью дежурить поклонницы. Зрители требовали продолжения, настаивало на съемках и руководство «Мосфильма». В скором времени один за другим на экраны вышли «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Успеха первого фильма им повторить не удалось, а виноватым сделали Кеосаяна.

«Это уже его вынудили снимать, – объясняет друг режиссера актер Александр Панкратов-Черный. – Конечно, Эдмонду хотелось других работ, других тем, а его загоняли в эти ворота». «Мой отец, как импульсивный человек, сказал: да идите вы все в ... – рассказывает Тигран Кеосаян. – И уехал в город Ереван, где снял два потрясающих фильма, которые стали гордостью армянского, советского кинематографа. Фильм «Мужчины» стал символом Еревана».

Судьбы «неуловимых мстителей» сложились по-разному. Валя Курдюкова сразу после третьей картины решила, что актерская профессия не для нее, она недолго проучилась в цирковом училище, но потом с головой ушла в семью. Не пошел в артисты и Миша Метелкин, он поступил на экономический факультет ВГИКа, недолго работал фотокорреспондентом, а в 1990-х занялся бизнесом. Василий Васильев после «Неуловимых мстителей» получил приглашение играть в цыганском театре «Ромэн», а через семь лет ушел в «Ленконцерт», где проработал 20 лет. В 90-х он возглавил цыганский культурный центр в Твери. Виктор Косых – единственный, кто остался в кино, он снялся в полусотне картин, но роль Даньки так и осталась в его биографии главной. Актер умер в 2011-м, ему был всего 61 год. Режиссер, Эдмонд Кеосаян, тоже умер очень рано, на 58-м году жизни. Он успел снять 14 фильмов.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости