Как Татьяна Васильева стала знаменитой на всю страну, не сыграв ни одной главной роли в кино?
28 февраля советская и российская актриса театра и кино, телеведущая, народная артистка России Татьяна Васильева отмечает свой 75-летний юбилей. Рассказываем, почему актриса не нравилась себе на экране, как папа звезды добивался ее отчисления из театрального вуза и в чем секрет обаяния ее персонажей.
Почему будущая актриса отказалась от учебы во ВГИКе?
Она росла стеснительным ребенком и впадала в ужас даже от мысли, что сейчас учитель вызовет ее к доске – но поступила в Школу-студию МХАТ с первого раза. Она ужаснулась, впервые увидев свое лицо на экране и поклялась больше никогда не сниматься – но стала популярной киноактрисой. Она дважды была замужем, сменила четыре знаменитых театра и несколько театральных проектов, нашла себя и в кино, и на телевидении. А в 2013 году Татьяна Васильева стала кавалером ордена Почета.
Как не раз признавалась сама артистка, стремление к сцене, к сценическому перевоплощению она ощутила в себе с ранних лет. Возможно, в том были «виноваты» – по крайней мере, отчасти – ее родители, несмотря на то, что они не были актерами. Отец Григорий Ицыкович провоевал с первого до последнего дня всю Великую Отечественную войну, а после демобилизации устроился слесарем-фрезеровщиком на завод. Мать Мария Базлова – экономист по образованию, пережила со старшей дочерью блокаду, а после рождения младшей, Тани, ушла с работы и занималась исключительно детьми. Но и мать, и отец в молодости играли на любительской сцене: он – комические роли, она – героические.
Трудная послевоенная жизнь уже не давала им возможности продолжать участие в самодеятельности, да и в театры семья, жившая на зарплату слесаря, не выбиралась. Зато у Тани Ицикович была возможность бегать в кино, а когда у соседки по огромной коммуналке появился телевизор – смотреть фильмы и телеспектакли. Застенчивая от природы, трепетавшая перед вызовом к доске, Татьяна сделала все, чтобы в старших классах избавиться от этого недостатка. Она записалась сразу в несколько кружков, в том числе литературный и художественного слова, и к окончанию школы чувствовала себя в силах выступить перед отборочной комиссией в театральном вузе.
Эта горячая речь, к счастью для отечественной сцены, осталась без ответа: Татьяну никто отчислять не стал. Ведь вчерашняя школьница сумела с первого захода поступить не только в Школу-студию, но и во ВГИК. Сама актриса рассказывала, что от учебы в кинематографическом вузе она отказалась, когда увидела свое лицо на экране – обычная для абитуриентов практика. Оно показалось ей настолько непривлекательным, что девушка мысленно поставила крест на своих отношениях с кинематографом и выбрала мастерскую Василия Маркова.
Любовь на сцене и в жизни
Там, в стенах знаменитой на всю страну школы-студии, Татьяна нашла своего первого мужа – Анатолия Васильева. По ее собственному признанию, она понимала, что вряд ли сможет привлечь его внимание без особых усилий, и поставила перед собой задачу влюбить в себя звезду курса.
К этому времени Анатолий Васильев уже начал играть в Театре Советской армии, а сама Татьяна – в Московском театре сатиры. Причем в активе у актрисы уже было несколько заметных ролей. В частности, в 1971 году она сыграла принцессу в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», которую на сцене Московского театра сатиры поставила режиссер Маргарита Микаэлян. Да и в кино, несмотря на давний зарок, она тоже успела сняться. Так, в 1972 году Татьяна работала на одной съемочной площадке с Владимиром Высоцким – во время съемок фильма «Четвертый». И в том же году она сыграла одну из основных ролей в фильме «Право на прыжок», воплотив образ возлюбленной главного героя – спортсмена Виктора Мотыля (его играл Александр Мартынов).
Первый брак оказался не слишком долгим, хотя в нем уже подрастал сын Филипп. В 1983 году актерская пара распалась, причем инициатором развода стала сама Татьяна Васильева. На сцене Московского театра сатиры актриса играла Искру – героиню пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря». Ее партнером по сцене и мужем по сюжету пьесы стал Георгий Мартиросян. Сценические «отношения» понемногу переросли в личные, и через три года и Татьяна, и Георгий решились уйти из своих первых семей, чтобы пожениться.
В итоге в 1995 году семья распалась. С этого момента Татьяна Василева одна воспитывала и сына Филиппа от первого брака, и дочь Елизавету, которая успела родиться во втором.
Между театром и кино
Если семейная жизнь Татьяны Васильевой складывалась трудно, то о сценическая, наоборот, была успешной. Довольно быстро она выдвинулась в ряды самых популярных актрис СССР – причем как в театре, так и в кино. До 1983 года актриса играла в Московском театре сатиры, потом перешла в театр имени Маяковского.
Официальной формулировкой ее увольнения стало «нарушение трудовой дисциплины». Как говорили ее коллеги, актриса начала одновременно играть в другом театре, за что и потеряла работу.
После этого Татьяна Васильева блистала в нескольких независимых театральных проектах, играла в «Школе современной пьесы» и в театре Антона Чехова. С 2015 года она – ведущая актриса театра «Миллениум», которым руководит Валерий Пономаренко. Васильева занята в пяти спектаклях, и после каждого зрители буквально заваливают любимую актрису цветами.
Удачно сложилась карьера Татьяны Васильевой и в кино. За пятьдесят с лишним лет на экране она приняла участие в полутора сотнях кинематографических проектов. Среди них были такие знаменитые советские фильмы, как «Самая обаятельная и привлекательная» и «Дуэнья». Примечательно, что в обоих Васильева играла в паре с Ириной Муравьевой. В первом актриса воплотила образ школьной подруги главной героини, во втором – ее дуэньи Доротеи. Из российских фильмов с ее участием можно назвать такие, как «Увидеть Париж и умереть» (роль Елены Ореховой), «Звезда эпохи» (роль Фаины Раневской) и «Личная жизнь доктора Селивановой» (роль главврача Эльвиры Серебряковой).
Так получилось, например, с ролью завхоза Галины Смирновой в телесериале «Закрытая школа». За эту работу Татьяна Васильева в 2012 году по итогам зрительского голосования была признана лучшей исполнительницей женской роли в художественном фильме или телесериале.
Кроме театральной сцены и кино, Татьяна Васильева с успехом участвует в телевизионных проектах. В роли ведущей она работала в таких известных телешоу, как «Модный приговор», «Бабий бунт», «Дело ваше» и «Между нами, девочками».