От кухни до шоколадной фабрики: как работает самый большой кондитерский дом в Кыргызстане
«Птичье молоко» – это не просто лакомство. В начале 90-х оно сыграло ключевую роль в судьбе одной бишкекской семьи. И если в истории мировой кондитерки сначала появились конфеты «Птичье молоко», а потом торты, тут все вышло иначе. Сначала семья Куликовых начала печь торты, а потом увлеклась и конфетной тематикой.
Жил-был в Кыргызстане Олег Борисович Куликов. В 80-х он отправился служить на флот. В один из вечеров на службе в какой-то газете случайно нашел рецепт «Птичьего молока». Мужчина с детства любил помогать маме на кухне. Когда вернулся домой и приготовил этот торт для своей семьи и друзей, все хором сказали, надо делать такие торты на заказ! Первые партии тортов были сделаны дома, на кухне. Продавать их ходили сами же, на самый большой рынок в городе. Чтобы люди могли распробовать вкус, не тратя много денег, выпечку реализовывали по кусочкам. С каждым разом сладости разлетались все быстрее.
С тех пор, когда торты пеклись в домашних условиях, прошло уже 30 лет. Сегодня это самый известный и большой кондитерский дом в Кыргызстане. Если сложить площадь всех производственных цехов, получится больше 4 тысяч квадратных метров. Тут уверены, вырасти в такого гиганта удалось благодаря строгим правилам на производстве и качественному подбору сырья.
Сначала компания покупала все ингредиенты на рынке. Когда объемы стали увеличиваться и потребности в сырье возросли, было решено открыть собственную производственную площадку молочного направления. Предполагалось, что там будут делать необходимые ингредиенты для тортов и параллельно питьевые йогурты. Вскоре стало очевидно, что и это направление ждет активное развитие.
Следом за йогуртами началось производство сорбетов и мороженого. Сейчас к выпуску почти готово еще 11 новых позиций молочных продуктов. Заготовки ягод в морозильных камерах летом идут колоссальные. Если это йогурты, в них добавляется до 18% натуральной ягоды, если сорбеты – 70%. А потом стали производить мороженое. И если это фисташковое, то в охлажденную молочную смесь не скупясь добавляют ароматные, перемолотые фисташки с юга Кыргызстана. Если это шоколадное мороженое, то исключительно в паре с бельгийским продуктом.
И это только начало, уверены тут. В разработке у технологов еще не один новый вкус: например, как вам такие варианты: творожное, сырное, сметанное мороженое. Но самое главное, сколько бы вариантов не придумывалось, здесь гордятся в первую очередь тем, что все делается исключительно из проверенного, качественного и натурального сырья.
Сегодня продукция кондитерского дома известна не только в Кыргызстане. В Казахстане и России хорошо знают вкус этих лакомств уже давно. Там уже несколько лет как открыты представительства бишкекского кондитерского дома. Сейчас прорабатывается вопрос с выходом на узбекский и белорусский рынки. А вот из всей молочной продукции пока вывозится только мороженое. Йогурты и творожки – товар скоропортящийся. Его надо съесть за 10-12 дней. А на логистику уходит слишком много времени.
Единственный продукт, который приходится экспортировать кондитерскому дому для своего производства, – шоколад. Сначала работали с немецкими заводами, но остановились на Бельгии. В год тут заказывают до 10 фур шоколада, каждая по 22 тонны. Привезенное сырье пускается по разным направлениям: из него делают декор, отливают конфеты, добавляют в начинки.
Прежде чем шоколадное направление стало себя окупать после запуска, прошло почти 4 года. Относительно того, что кыргызстанцы оценят настоящий шоколад и полюбят его вместо привычных глазурных полуфабрикатов, уверенности изначально не было.
Главная цель компании на ближайшие годы – завоевать весь рынок СНГ. И когда это время придет, случится не только запланированное масштабное производство. Увеличится в тысячи раз количество людей, относящихся к сладостям с той философией, которую несет кондитерский дом. Есть сладкое – это не закидывание в себя пирожного вслед за тортом. Это умение распробовать вкус десерта, его уместность в той или иной обстановке и, конечно, чувство меры, так как много сладкого еще никому не шло на пользу.