Недетские сюжеты: в чем на самом деле смысл сказок и чему они учат детей?
В эту субботу телеканал «МИР» покажет фильм-сказку «Марья-искусница», снятый режиссером Александром Роу по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате». История об отставном солдате, который помогает маленькому Иванушке вызволить маму, Марью-искусницу, из плена коварного водяного царя полюбилась не одному поколению зрителей и даже разлетелась на цитаты («Что воля... Что неволя… Все равно… Все равно…», «Дозрела!», «А вот и ква-ква-квартирка ваша, тишина, ква-квак в аква-квариуме»).
Как и большинство русских сказок, эта имеет счастливый конец, но все мы знаем, что детские сказки часто бывают грустными и даже страшными. Что кроется за их совсем недетскими сюжетами, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv детские писатели, психологи и другие специалисты.
Сказки с «недетскими» сюжетами
«Недетские» сюжеты появились в сказках совершенно неслучайно. Они – отголоски того давнего времени, когда дети учились жизни не в школах и не на примере литературных героев, а исключительно на опыте своих родителей и других взрослых. «В сказках братьев Гримм, скажем, фигурирует и каннибализм, и членовредительство, и даже убийство, – делится своими наблюдениями психотерапевт сервиса Zigmund.Online Юлия Каминская. – Согласитесь, сюжет не для малышей. Зачем же писать для детей такую сказку? Действительно, эти произведения создавались не для маленьких детей. Старинные сказки – это напоминания о страшных вехах истории, переосмысление древних обрядов и ритуалов. Например, изгнание или побег из дома может символизировать ритуал вступления во взрослую жизнь, что соответствует возрасту от 12 лет и старше».
Но не стоит думать, будто современные сказки перестали выполнять ту, давнюю роль. Они и сегодня остаются таким же проводником в будущую взрослую жизнь. «Недетские» сюжеты в сказках готовят детей и родителей к опасным ситуациям в жизни в доступной для восприятия форме, – отмечает руководитель отделения Виртуальный класс в Школе программистов МШП, педагог-психолог Ирина Шувалова. – И такие сказки – это возможность для родителей задать себе важные вопросы: придет ли ко мне ребенок с подобной «недетской» ситуацией и смогу ли я помочь ему в ее решении?»
Русалочка: когда сила эмоций снижает рациональность
Специалисты, прежде всего психологи и педагоги, точно знают: сказки – не только урок будущей взрослой жизни, но и возможность заранее подготовиться к ее вызовам и испытаниям. А иной раз и избежать грядущих неприятностей. «С точки зрения психологии, «Русалочка» показывает типичные подростковые состояния, когда сила эмоций снижает рациональность в восприятии реальности, – подчеркивает Ирина Шувалова. – Любая неудача в этом состоянии кажется фатальной. «Русалочка» читается детьми до подросткового периода и наступления похожих состояний. Так что она вполне может рассматриваться как предостережение».
Поэтому, с точки зрения психолога, итог сказки закономерно печален. «Это потрясающее напоминание молодым девушкам о том, что стоило бы сначала понять саму себя, разобраться со своими ценностями и потребностями, – продолжает Юлия Каминская. – Нужно понять, что не все, что находится за пределами родительского дома, будет потрясающим и безопасным, а попытки изменить себя в угоду другим не обязательно нужны людям, для которых вы это пытаетесь сделать».
К тому же зачастую именно сказки помогают только-только входящим в жизнь подросткам справиться с острыми и яркими взрослыми переживаниями. «Ребенок не знает, как быть и что делать, когда сталкивается с новыми ситуациями и новыми чувствами, – отмечает психолог Александр Бодров. – Но если есть какой-то персонаж, который испытывает что-то похожее, тоже страдает или влюбляется, становится проще идентифицировать свои переживания и справиться с ними, как будто появляется кто-то, кто разделяет детские переживания».
Как сказки помогают уберечь подростков от фатальных решений?
«Безусловно, сказки нашим детям очень нужны, ведь они прививают нужные ребенку качества: доброту, любовь, честность и справедливость, – отмечает психолог проекта «Теледоктор24» Регина Овсепян. – Только вот во взрослом возрасте необходимо проанализировать свои отжившие роли и модели поведения. Жизнь ставит новые задачи, и то, насколько успешно они будут решены, зависит от того, владеет ли вами неосознанное поведение или вы владеете своим поведением. Сказки способствуют составлению новых установок и убеждений в жизни».
О том, каким образом это можно сделать, говорит психолог-педагог Ирина Шувалова: «С точки зрения педагогики, подобные сказки нужно рассматривать как плацдарм для обучения ребенка принятию правильных решений в «недетских» ситуациях. Например, при прочтении «Русалочки» можно задать вопрос: «Кто бы смог помочь Русалочке пережить неудачу?», «Если бы ты видел, что твой друг/подруга находятся в такой влюбленности и знал, что взаимности нет – что бы ты сделал, как помог справиться с этой ситуацией?», «Почему Русалочка не послушала родителей?». Задавая эти вопросы, родитель сам задумается: а как поступит его ребенок в такой ситуации? Придет ли за советом, поделится ли своей болью? И чем раньше такие вопросы родители себе будут задавать, тем больше у них времени стать для своего ребенка друзьями, и тем больше возможностей помочь в подобных «недетских» ситуациях своему подростку, уберечь от фатальных решений».