В северной столице около 100 театров. Большие знают все. Но есть в городе дворов-колодцев и маленьких переулков и театры ему под стать – такие же загадочные, скрытые от посторонних глаз. Мы проводим вас сквозь арки и подворотни Петербурга к этим очагам искусства.
Театр начинается с… кнопки!
На набережной реки Фонтанки среди магазинов одежды, табачных лавок и привычных городских дворов-колодцев есть маленькая кнопка, ее легко не заметить. Только желтая табличка намекнет – здесь есть что-то интересное.
Самых внимательных ждет награда. На выходе из арки попадаешь… в сказку.
Дом кажется пряничным, на крыше живут призраки, а на мансарде поселилось «лучшее в мире приведение с моторчиком». Поздравляем! Мы нашли кукольный театр «Карлсон хаус». За входной дверью гардероб. Точнее, гардеробчик: метр на два. Зал очень маленький. До персонажей можно дотянуться рукой.
Одна из самых популярных постановок называется: «Мама Му. Счастливая корова». Он, собственно, о буренке, которая мечтала жить не как обычное животное. Хотела плавать и кататься на велосипеде.
Актриса Алиса Дроздова играет ворона, который посмеивается над желаниями коровы. Роль доверили не потому, что у актрисы дурной характер. Просто птица легче коровы. Работа с куклами требует больших физических затрат.
Все мы немного Мама Му
Детские спектакли идут утром и днем, а вечером куклы приглашают в свой загадочный мир взрослых, которые давно престали играть, но все еще помнят, что такое мечта.
В афише можно найти и современное переосмысление Шекспира – «Wanted Hamlet», и «Сказки шута и короля», основанные на песнях популярного панк-рок коллектива.
У театра пять небольших площадок. Они разбросаны по всему городу. Мы рассказали лишь об одной, остальные придется искать самостоятельно.
Арт-подвал
Кажется, только в Петербурге могло родиться такое сочетание слов. В самом сердце города, на Итальянской улице у Михайловского сквера. Тысячи туристов гуляют, любуются архитектурой и не замечают легендарного места.
Здесь под стенами Спаса на крови 110 лет назад открылась «Бродячая собака». Кабаре стало ярчайшим символом свободомыслия Серебряного века. После полуночи под вывеской с псом становилось шумно. Появлялись символисты, акмеисты, футуристы и прочие творческие личности. Список гостей как из учебника литературы: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд. К открытию подвала поэт Всеволод Князев сочинил «собачий гимн»:
Во втором дворе подвал,
В нем – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
Клуб для избранных!
Но 110 лет назад это «тайное место» было не так просто найти.
Такая скрытность была не случайной. В этих стенах петербургская богема чувствовала себя свободно. Устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Впервые звучали многие ставшие популярными стихи и пьесы.
Заведение просуществовало почти 4 года. 16 марта 1915 года «Бродячая собака» была закрыта. Вот как описывает этот день один из завсегдатаев литературно-художественного кабаре Сергей Судейкин:
По одной из версий, реальным поводом для закрытия стал скандал, разразившийся после того, как «Нате» Маяковского вырвалось из подвала и прогремело на весь Петербург:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Сколько жизней у «Собаки»?
Легендарный подвал пустовал, потом был превращен в бомбоубежище, а в итоге и вовсе оказался частично затоплен. С 80-ых годах прошлого века предпринимались попытки возродить кабаре. Но только в 2001-ом «Пес» ожил.
Помещение отреставрировали и в культовом подвале вновь начали собираться деятели искусства. Здесь артисты могут позволить себе, как и век назад, творческие эксперименты и хулиганство. Стены одного из залов стали звездной книгой отзывов. Директор с гордостью показывает автографы гостям.
Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, последнее выступление Бэллы Ахатовны проходило на нашей сцене, Валерий Золотухин, Борис Хмельницкий Анастасия Вертинская. Особенно тепло написал Евгений Евтушенко, его вы не найдете ни в одном сборнике, видно, как автор писал, зачеркивал такое вот послание: «Я сам бродячая собака, но я на длинном поводке у Пушкина, у Пастернака и у бессмертия в руке».
Стена арт-подвала «Бродячая собака»
В том же небольшом зале, где читали свои стихи легенды, теперь практически каждый вечер выступают современные артисты. Большую часть репертуара занимают моноспектакли. Камерное развлечение может подарить не меньшее удовольствие, чем масштабный спектакль. Причем всем участникам процесса: и зрителям, и исполнителям.
Антон Шварц – актер знаменитого Большого драматического театра. Играет здесь, потому что может сам выбирать материал.
Антон Шварц в образе Сергея Довлатова
Собака: 2.0.
Еще одно отличие современной «Бродячей собаки» от привычных театров: здесь можно перекусить и даже выпить. Причем не только в антракте, а на протяжении всего спектакля. Когда нет представления, заведение работает как кафе.
На картах не значится!
«Странствующие куклы господина Пэжо» – театр, который на карте найти невозможно. Нет ни здания, ни сцены. Только труппа.
Уличный театр превращает в фантасмагорию любое пространство вокруг себя. Попасть на спектакль можно случайно. Во время прогулки по городу или отдыха в парке.
Уличное искусство
Когда представление начинается, прохожие превращаются в публику. Толпа быстро собирается вокруг артистов. Действовать строго по сценарию не всегда получается, зрители – непосредственные участники феерии, а некоторые могут быть настолько активны, что пытаются внести свои коррективы. Обычно – это, конечно, дети.
Текста в постановках нет, основной упор делается на пластику и образы. Костюмы труппа разрабатывает и делает сама.
Тяжело быть маленьким
Период пандемии сильно ударил по театру. Сейчас странствующие куклы запустили сбор средств, верят, что зрители поддержат их. Но и сами не сдаются.
Даже когда артистам самим была нужна помощь, они помогали тем, кто не мог отправиться на поиски «странствующего балагана». Спектакль «окна» чаще всего играют во дворах детских больниц. Актеры используют большие лестницы. По ним герои новой постановки взбираются наверх, и сказку от палаты отделяет лишь тонкое стекло, которое можно и не заметить.
Мы рассказали вам только о трех «тайных» театрах Петербурга. Но это лишь малая часть оберегаемых городом секретов. Ищите, нажимайте на незнакомые кнопки, заглядывайте в неприметные подвалы и присматривайтесь к странным прохожим. Ведь неизвестно, когда и где начнется спектакль в Петербурге.