Сор останется в избе: что испугало грузинскую оппозицию в законе об иноагентах
В Тбилиси всю неделю кипели страсти вокруг принятия парламентом закона об иноагентах, передает корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.
Две ночи центр Тбилиси был полем боя с грузинским колоритом и темпераментом. Полиция поначалу никого не трогала. Хотя было много тех, кто провоцировал стражей порядка. Только когда толпа пошла на штурм, начали жесткий разгон. Но ни вода из брандспойтов, ни резиновые пули, ни слезоточивый газ молодые люди, а их в толпе большинство, словно не замечали. Будто зомби из компьютерной игры, крушили все на своем пути.
Протестующих поддержала президент страны Саломе Зурабишвили из-за океана. Она больше недели с визитом в США.
«Я обращаюсь к тем, кто стоит на улицах Тбилиси, отсюда, из Нью-Йорка. За мной статуя Свободы. Это символично. Я рядом с вами, так как вы боретесь за свободу, которая является символом движения в Европу. Вы никому не дадите право отнять у себя будущее», – сказала Зурабишвили.
События в Тбилиси уже назвали попыткой государственного переворота и реванша оппозиции.
«Есть информация, что определенные силы из окружения Саакашвили собираются использовать молодых людей для продолжения обострения ситуации», – заявил вице-спикер парламента Грузии от правящей партии «Грузинская мечта» Георгий Вольский.
Закон об иноагентах для оппонентов действующей власти стал лишь поводом, которого давно ждали.
«Агенты, а они и проявили себя как агенты, оказались шокированы этим законом. Их испугало то, что общественность бы узнала, кто, кого и откуда финансирует выпады в адрес нашей церкви, ЛГБТ-пропаганду, фальсификацию выборов, требования смены власти и другие противоправные действия», – сказал председатель правящей партии «Грузинская мечта» Георгий Кобахидзе.
Закон раздора внесло на рассмотрение парламентское большинство. Цель – сделать прозрачными западные финансовые вливания.
Законопроект сразу не понравился оппозиции. Редкие слушания обходились без драки.
Оппозиция уверяет, что новый закон – это отказ от западной демократии, преграда на пути Грузии в Евросоюз и НАТО.
«Нам не нужен закон, который уничтожает нашу европейскую перспективу. Мы будем бороться за наше будущее и не дадим властям устраивать тотальный контроль. Поэтому судьба закона – превратиться в пепел», – заявил председатель оппозиционной партии «Единое Национальное движение» Леван Хабеишвили.
И не важно, что документ почти калька с американского. Того самого FARA – «Закона о регистрации иностранных агентов», который приняли еще в 1938 году.
«Западные партнеры не жалеют усилий, чтобы убедить правительство Грузии отказаться от закона, который стигматизирует работу неправительственных организаций, ограничит работу СМИ. У закона будет страшный эффект. Призываю парламент от него отказаться», – высказался посол США в Грузии Келли Дегнан.
Изначально на рассмотрение вынесли две версии текста – американский и грузинский, который оказался куда мягче. «Агентом иностранного влияния» по нему могут признать только неправительственные организации и СМИ. В американском варианте – кого угодно, даже физическое лицо, если получил из-за рубежа хоть цент. В случае с грузинском образцом – больше 20% от общего финансирования. Но главное – это наказание. В грузинском варианте в случае уклонения штраф до 9,5 тысячи долларов. В американском – до 250 тысяч, а в случае повторного нарушения – тюрьма до 5 лет.
В первом чтении был принят именно грузинский вариант, американский рассмотреть не успели. Депутатам от правящей партии пришлось уносить ноги из парламента. Вокруг страсти накалялись.
«Тотальная пиар-компания построена на тотальной лжи. Там нет ничего, соответствующего истине. Я сожалею, что наша правящая партия не смогла доказать правоту и показать всему миру реальность», – сказал политолог, руководитель аппарата правительства в 1993-2009 гг. Петре Мамрадзе.
Происходящее на проспекте Руставели, давление со стороны Запада и опасность окончательно потерять контроль заставили «Грузинскую мечту» принять тяжелое для себя решение – отозвать закон.
Четыре минуты – самое короткое заседание за всю историю грузинского парламентаризма. Правящая партия провалила принятие закона во втором чтении.
Но протесты на этом не закончились. У оппозиции теперь новые требования: отставка правительства и внеочередные выборы. Европа как раз выделила девять с лишним миллионов евро на проведение справедливых выборов. В общем, в Грузии все, как в старой советской песне, музыку к которой написал грузинский композитор Вано Мурадели: есть у революции начало, нет у революции конца.