«Работа в школе – это больше, чем работа». Интервью с учителем русского языка и литературы
2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Эти люди часто остаются «за кадром», но именно они учат наших детей и ежедневно видят их успехи и неудачи, открывают «дверь» в мир знаний и вместе с тем воспитывают.
Есть ли разница между учениками в частной и государственной школе, как получать удовольствие от работы и жизни и что делать с провокаторами, рассказал учитель русского языка и литературы Константин Игоревич Макиенко.
- Сколько лет Вы работаете в школе и как пришли в эту профессию?
- В этом году уже восемь полных лет, как я нахожусь и радуюсь в школе. Началось, как это бывает в жизни, и специально, и не специально. Для меня важный мотив: все, что в жизни происходит – все к лучшему. И на факультете русской филологии оказываются в двух случаях: целенаправленно или случайно.
У меня второй случай. Я оказался там случайно, потому что по окончании 11 класса у меня было четкое представление, что, наверное, я свою жизнь свяжу с журналистикой, потому что класса с 7-8 мне было интересно писать о чем-то. Мы со школьной группой путешествовали по разным уголкам России, национальным паркам, заповедникам и благодаря моему школьному педагогу-организатору удалось посетить разные точки России – и Карелию, и Байкал, и Урал. И возвращаясь из таких поездок, было желание делиться своими впечатлениями.
Я из небольшого подмосковного городка. У нас была небольшая городская газета. Я познакомился и подружился с журналисткой Светланой Зайцевой. Она мне говорила каждый раз: приходи, пиши, приноси материал и будешь печататься. С 7-8 класса я постепенно нарабатывал определенный профессионализм и планировал после 11 класса пойти на журфак.
Но так сложилось, что поступить туда не удалось из-за английского языка. И Света Зайцева предложила мне такую идею: сдавай историю и иди на филфак, потому что филология – это работа со словом, а журналистика – это не профессия, а ремесло. Если ты умеешь работать со словом, то у тебя проблем не будет.
И я поступил на факультет русской филологии МГОУ (сейчас – ГУП) и на протяжении обучения мне все равно казалось, что, наверное, я все равно пойду на журфак. У меня был небольшой опыт работы, и я понял, что это не мое, поэтому решил попробовать себя в школе.
- Что считаете своим самым главным достижением в педагогике?
- Я не гонюсь ни за какими наградами, как у Теркина: «Не надо орден, я согласен на медаль». Наверное, это то, что я не разочаровался в своей профессии, меня любят дети, я это говорю без ложной скромности, удается находить интересные точки соприкосновения, быть с ними на одной волне. Вообще достижение сегодня для человека, который пресыщен информацией, – получать удовольствие от своей работы. Я от своей работы получаю удовольствие, и пусть это будет моим достижением на данном этапе профессиональной деятельности.
- Как строится день учителя? Много ли свободного времени или это работа 24/7?
- Для меня это работа/призвание/жизнь. Все это время, пока я работаю, я четко понимаю, что в данном случае работа педагогом – это тот случай, когда ты должен четко понимать, что, наверное, это становится твоей жизнью. Это работа не прям 24/7, не будем гиперболизировать, но это, конечно, не работа в офисе с 9 утра до пяти вечера, когда ты выходишь и отключаешься. Здесь и дома, и в выходные все равно на связи и с учениками, и с родителями. В моем случае работа – больше, чем работа. Это жизнь, погружение во все проблемы, в решение конфликтов. Это жизнь, наполненная придумыванием, креативом, постоянное сотрудничество с родителями. Большой плюс этой профессии – это классный коммуникативный навык.
Я завидую своим друзьям, у которых работа иная, когда пришел домой и ничего по работе больше делать не надо. У меня не так. Но есть плюсы, которые превалируют над этими минусами. И это уже не кажется такой большой проблемой.
- Что учителя обычно делают в каникулы?
- Отдыхают, стараются не работать. Я прям максимально пытаюсь. Но иногда не получается. Я стараюсь читать, точнее погружаюсь в чтение, потому что во время работы, к сожалению, не успеваю. Но в рамках школьной программы я все повторяю и перечитываю, а вот литературу, выходящую за рамки школьной программы, читаю летом, а также профессиональную литературу, литературу из области социологии и психологии.
Уделяю время общению с семьей, с друзьями. Я в этом году ушел в отпуск и у меня каждый день какие-то встречи с друзьями, с которыми не удавалось увидеться в рамках учебного года, поэтому общение, семья, друзья, книги – вот главные занятия.
- А отдохнуть от людей и общения не возникает желания?
- Для кого существуют перемены: для ученика или для учителя?
- Меня в университете научили, что перемена для ученика. Если прозвенел звонок и учитель пытается оставить детей, то это проблема учителя, это педагог виноват, что не смог в рамках 40 или 45 минут все распланировать, чтобы успеть. Так что перемена для учителя. Ой, оговорочка. (Смеется) Для ученика, конечно. Но и для учителя, безусловно, тоже, потому что нужно выдохнуть, понять, какой будет следующий урок, что-то вспомнить, подготовить, распечатать. Да и чтобы просто поговорить с коллегами, узнать, как дела. Постоянный процесс невозможен без общения на отвлеченные темы, голова должна немного переключаться. Перезагрузка нужна и детям, и учителям. Бывают совещания. Иногда готовим какие-то отчеты, но успеваем все.
- Где заканчиваются права учеников и начинаются права учителя?
- Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Это мой главный тезис при работе с ребятами и при объяснении того, что такое хорошо и что такое плохо. Самое важное, с чем должен приходить педагог в школу – с четким пониманием, что его главным инструментом работы является любовь к своей профессии и уважение к ученику.
А если учитель искренне относится к своему предмету, что делает ученик, уважительно относится к его внутреннему миру, его потребностям, к его точке зрения, к его желаниям, то никаких проблем возникать не должно.
За восемь лет моей практики если и возникали какие-то конфликтные ситуации, то они чаще были связаны с негативным настроем к жизни ребенка. Он как ежик, что не скажи, сразу колючки. Но в то же время я четко прослеживал, что уважительное отношение к ребенку никогда не создаст условий, чтобы ребенок начал качать свои права.
- Как Вы относитесь к тому, что дети все снимают на телефоны?
- Я на этот счет ничего сенсационного сказать не могу. У нас в школе очень строгое отношение к телефонам. Ребята утром сдают все устройства классному руководителю и в течение учебного дня ребята у нас без телефонов. И это большой плюс. Сразу прослеживается, как меняется система мышления, как они думают, как на математике им приходится порой решать в столбик примеры, как активизируется их работа, как можно активно создавать групповые формы работы, поэтому здесь я не могу ничего такого сказать.
В других школах это было большой проблемой, скажу честно. Я лично не оказывался в ситуации, когда меня снимали, но с моими коллегами такие ситуации происходили. Но это все опять к вопросу об отношении ребенка к тому, где он находится, к его воспитанию, к идее, которая транслируется родителями.
- Что выделаете в свободное от работы время?
- Очень люблю гулять и путешествовать. Для меня Россия – невероятный источник вдохновения. Я несколько раз был на Байкале, летал на Урал и Камчатку, посмотрел много небольших городков, «Золотое кольцо». Вообще русская природа, как у Есенина, «если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Для меня наша природа – невероятный источник вдохновения.
- Поддерживаете ли Вы общение с выпускниками и бывшими учениками?
- Конечно. С некоторыми мы даже в поход ходили. У них уже совсем другой взгляд на жизнь, это взгляд уже взрослых людей и в целом со многими поддерживаю связь, следим и в соцсетях друг за другом. Они классные, крутые, достойные люди своего времени с очень правильными понятиями и представлениями о жизни. Вообще главная профессия – быть человеком с большой буквы.
- Что самое трудное в работе учителя?
- Свои человеческие проблемы не переносить на работу. Когда ребята мне жалуются и пытаются отыскать справедливость. Я им всегда говорю, что вы должны понимать: учитель – это не только педагог, это человек, а идеального человека же не существует.
- А как быть с провокаторами? Есть вреднючки?
- Будьте счастливыми и тогда люди, которым вы не нравитесь, с ума сойдут от того, что вы счастливы. Помогает самообладание. Если ты не поведешься на провокацию – ты вдвойне победитель.
- Что больше всего мотивирует?
- Успехи ребят, их «ах», когда они что-то поняли и осознали. Улыбки, желание поделиться проблемами, поддержка друзей и семьи и вуз. В моей жизни он сыграл огромную роль и педагоги, которые там работают. Со многими я поддерживаю связь.
– Какими качествами должен обладать педагог?
- Отличаются ли дети в частной и государственной школах?
- Ой, спасибо, что задали этот вопрос. Вообще нет никакой разницы в детях. Для меня это самое главное открытие.
- Насколько Вы строго оцениваете детей? Идете ли на уступки?
- Стараюсь быть объективным. Говорю: если докажешь, я с радостью пойду тебе на встречу. Для меня отметка – не катализатор. Если я понимаю, что это соответствует знаниям, что-то пересдаст, доучит, я повышу отметку. Я лояльный педагог, но объективный.
Если возникают спорные вопросы, разбираемся. Я объясняю свою позицию, но если ученик докажет свою точку зрения, я поставлю другую оценку.
- А если сами ошиблись? Легко ли признаете свои ошибки? Не влияет ли это на авторитет учителя?
- Человеку свойственно ошибаться. Одно дело – понять, что ты ошибся, а другое – признать. Это большая проблема. Дети, понятное дело, не умеют, а вот для взрослого это большая проблема, особенно для учителей – уметь признавать свои ошибки. Честно признаюсь ребятам, чтобы они видели, что человек – это не робот, что каждый может допускать ошибки.