Наследие Мирчи Снегура: как агроном стал архитектором современной Молдовы?
Человек, который построил современную Молдову. Республика простилась с первым президентом. Мирча Снегур скончался на 84 году жизни. Корреспондент «МИР 24» Ирина Пивоварова вспомнила, как агроном стал архитектором государства.
Мирчу Снегура провожали в последний путь со всеми государственными почестями. В день похорон в стране объявили национальный траур. У тех, кто пришел проститься с первым президентом, его имя ассоциируется со свободой и надеждой на перемены.
«Для меня президент Мирча Снегур – это начало независимости Республики Молдова, это основа, это путь», – сказал житель Кишинева Кроитору Серджиу.
Свой трудовой путь первый президент начинал в селе Лунга Флорештского района. Сначала в должности агронома. Потом стал председателем колхоза. Позже занимал руководящие должности в Министерстве сельского хозяйства Молдавской Республики.
«Он никогда не культивировал ненависть среди людей, всегда боролся за благополучие и согласие», – отметил мэр Кишинева в 1994-2005 гг. Серафим Урекян.
В 80-х, незадолго до распада Советского Союза, становится председателем Верховного Совета МССР.
«Он обладал всеми качествами, которые должны быть у руководителя. И чувство юмора, и понимание, и терпение. Естественно, и возмущение, когда был повод», – отметил президент Молдовы в 1996-2004 гг. Петр Лучинский.
Вместе с коллегами ему приходилось принимать исторические решения. В 1989 году в республике остро встал языковой вопрос. Люди требовали объявить молдавский язык румынским. Сделать его государственным и перевести на латиницу.
«Борьба была за возвращение во все сферы жизни румынского языка. Тогда не говорили «румынский», говорили – «молдавский», – рассказывал президент Молдовы в 1990-1996 гг. Мирча Снегур.
Такое решение взволновало гагаузов. Они опасались объединения Молдовы и Румынии и объявили независимость. Осенью 1990 года республика на грани вооруженного конфликта.
«Именно благодаря усилиям Мирчи Ивановича Снегура на юге Молдовы, у нас в Гагаузии было предотвращено кровопролитие. Именно тогда в моем присутствии в Чимишлии он обратился к Рыжкову о введении войск, чтобы не допустить конфликта, чтобы не пролилась кровь», – вспоминает общественный деятель Гагаузии Константин Таушанжи.
27 августа 1991 года Молдова стала независимым государством. В этот день на центральной площади Кишинева собрались сотни тысяч людей. Митинг назвали Великим национальным собранием. Мирча Снегур зачитал декларацию о независимости.
«Конечно, вдохновение определенное было, что мы сами должны решать. Давление оказывал груз ответственности, что мы сами должны начинать строить государство», – заявлял Мирча Снегур.
При Мирче Снегуре Молдова вступила в ООН, Совет Европы, в СНГ. Но внутри страны не все было гладко. В марте 1992 года начался вооруженный конфликт в Приднестровье. В нем погибло более тысячи человек. Да и экономических проблем хватало.
«Было время, когда мы по талонам зарплату получали два-три месяца, в 90-е. Все это было. И конечно, на все, что творилось на площадях, на улицах, невольно напрашивались аналогии 1917 года», – рассказала жительница Кишинева Мария Евдокимова.
Реформы надо было проводить быстро. А разработка законов отнимала время. Выходом из законодательного цейтнота стали президентские указы.
«Я считаю, что на первых порах продвигать реформы без этой возможности указа президента было бы очень сложно», – говорил Мирча Снегур.
Одно из ключевых решений – введение национальной валюты в 1993 году. Молдавский лей пришел на смену советскому рублю. А уже через год у Молдовы появилась своя Конституция. В ней окончательно закрепили гагаузский вопрос: на юге Молдовы появилась автономия.
«Все оппоненты уважали его. Вообще во всех ситуациях к нему относились по-доброму», – отметил Петр Лучинский.
Мирча Снегур ушел с поста президента в конце 1996 года. Он уступил свой пост Петру Лучинскому, который опередил его на 10%.
«Мы были оппонентами, как в спорте. Не доводили ситуацию до ненависти. Хотя окружение нас сталкивало», – сказал Петр Лучинский.
Честный и порядочный: так говорят о Мирче Снегуре его коллеги. Этого он ждал и от политиков, которые после него руководили страной.