В Кыргызстане выводят бизнес из тени. Правительство пытается упорядочить ввоз товара из других стран
Почти треть экономики Кыргызстана – теневой бизнес. Попытки налоговой вывести деньги, пока не всеми принимаются. Продавцы «Дордоя» – крупнейшего рынка в Кыргызстане – хотят оставить прежние условия. Подробности узнала корреспондент «МИР 24» Аида Аматбекова.
Уже больше 30 лет здесь не прекращается торговля. «Дордой» – самый крупный рынок Центральной Азии. Ставший таким же культовым, как были когда-то «Черкизон», «Лужники» или «Одесский привоз». Он и скроен по тем же лекалам. Когда-то здесь была пустошь и болота с камышами. Сюда, после развала Союза, приезжали жители Бишкека и, разложив на капотах машин товар, начинали первый бизнес. Сегодня это целый город. Больше 100 гектаров торговых рядов, домов, швейных цехов, торговых и медицинских центров. Сейчас здесь более 40 тысяч торговых точек и 50 тысяч продавцов.
Товар на прилавки попадает из нескольких стран. Из Казахстана, Беларуси и России везут стройматериалы, автозапчасти, и мебель. Из Узбекистана – ткани, из Турции – одежду. Но львиная доля идет из Китая. Все – от кроссовок и джинсов до смартфонов и компьютеров.
И больше половины китайского импорта, не всегда самого высокого качества, расходится по странам ЕАЭС. Заработки хозяина торговой точки здесь начинаются от 100 тысяч сомов в месяц. Годовой товарооборот, по словам главы профсоюза рынка Дамиры Доолаталиевой, – 620 миллиардов. А вот налогов собирают всего полмиллиарда. В рублях это столько же. «Дордой» не входит в список крупнейших налогоплательщиков республики. Всего лишь 371 место из 500.
Кроме шерстяных носков Аизе Рысбековой и предложить-то нечего. Остальной товар не может забрать со склада. Его опечатали. У нее и еще нескольких сотен продавцов, по мнению налоговой, нет документов об уплате таможенной пошлины и НДС на ввезенную продукцию. В итоге опечатали 800 контейнеров с нелегальным товаром.
«Когда мы спросили, что нужно делать, они сказали, что нам нужно все-таки открывать склады и платить 10%», – сказала оптовый продавец рынка «Джунхай» Аиза Рысбекова.
Сегодня предприниматели рынка «Дордой» кроме ежемесячного патента в три тысячи рублей государству ничего не платят. Налог на добавочную стоимость и пошлину платит тот, кто товар ввозит. То есть импортер. А если документов об этом нет, то налоговая в виде компенсации взимает с торговцев 10% от стоимости нелегального товара.
«Мы начисляем 10-процентный налог в качестве санкционных мер», – сказал зампредседателя налоговой службы Кыргызской Республики Исламбек Кыдыргычев.
Торговцы же считают, что налог должны платить не они, а логистические компании.
«Я уже 20 лет работаю на рынке. Товар нам всегда доставляют логисты. Мы никогда не выплачивали никакие налоги, так как считали, что вся сумма в доставке», – сказала продавец рынка «Джунхай» Жаркын Исмаилбек кызы.
В налоговой говорят, если у продавцов нет на руках договора о поставках товара с логистической компанией, то по факту считается, что продукцию завез предприниматель и спрос будет с него, а не с перевозчиков. При этом в таможне говорят, что контрабанды в стране быть не может.
Из Китая товар напрямую в Кыргызстан поступает через два пункта пропуска. КПП находятся в горной местности. Соответственно, обходных дорог на границе нет. Поэтому у опечатанного товара на «Дордое» должны быть документы. Вот только никто не знает, у кого они. Несогласные с решением налоговой торговцы начали забастовку. Предприниматели требуют если не отмены налога, то хотя бы отсрочки.
«Сейчас у нас одна просьба к властям: обнулить все наши налоги и со следующего года начинать сборы. Мы тоже будем теперь у компании-перевозчика просить документы!» – сказал митингующий.
Это не первые налоговые протесты на «Дордое». В прошлом году во время массового внедрения в стране кассовых аппаратов торговцы вышли на митинг. Пользоваться аппаратами они отказались. Говорили, сложно это, торговле мешает. А впридачу ведь еще новый налоговый кодекс предполагал сбор 4% от оборота. А это гораздо больше, чем три тысячи рублей за торговый патент.
По официальным данным, теневая экономика в Кыргызстане составляет 30% от общего объема. По сообщению Министерства экономики, до конца следующего года из тени выведут почти весь бизнес. Это принесет в бюджет республики еще 200 млрд сомов, почти четверть всего бюджета страны.